Шаги Кыргызстана по рейтинговой лестнице

17:31, 10 Ноября 2014

Кыргызстан – одно из немногих государств бывшего соцлагеря, до сих пор не имеющее ни корпоративного, ни суверенного кредитного рейтинга. Вопрос: как о маленькой горной стране узнают в мире, где конкуренция за капиталы, инвестиции, ресурсы с каждым днем все жестче и жестче?

Еще в 2008 году глава финансовой компании «Сенти» Нэли Симонова сетовала на то, что отсутствие странового рейтинга не позволяет привлечь в республику крупный иностранный капитал. И сегодня она не изменила своего мнения. О том, что по этой причине эмитенты из Кыргызстана не могут войти на международный рынок ценных бумаг говорилось и в одном из недавних исследований казахстанских экспертов.

 

Торопят правительство поскорее выйти из «добровольной изоляции» и показать себя миру микрофинансовые организации и компании. В июне текущего года на проходившем в Бишкеке крупном международном форуме руководители МФО подняли этот вопрос перед премьер-министром Джоомартом Оторбаевым.

Для них, как и игроков рынка ценных бумаг это крайне важно. Суверенный кредитный рейтинг – показатель экономической надежности государства, характеризующий уровень риска инвестиций, учитывающий возможные политические риски. Он отражает мнение рейтингового агентства о будущей способности и готовности государства своевременно и в полном объеме выполнять свои долговые обязательства.

Как известно, прежде чем принять решение вкладываться в экономику той или иной страны, инвесторы оценивают требуемую доходность, т.е. процентную ставку, которая компенсирует все риски, связанные с инвестицией. Если ожидаемая доходность превышает требуемую доходность, то, как правило, бизнес решается рисковать. В микрофинансировании, где все игроки рынка работают с заемными средствами, риски очень велики, потому и процентные ставки большие.

По словам независимого эксперта Бакыта Сатыбекова, наличие суверенного кредитного рейтинга позволит привлечь в страну более дешевые деньги, которые придадут дополнительный импульс для развития микрокредитования, следовательно, снижения уровня бедности.

На днях в Жогорку Кенеше один из народных избранников пытал министра финансов, почему до сих пор у страны нет такого рейтинга. Ольга Лаврова переадресовала депутатский запрос министерству экономики, которое отвечает за положительное решение данного вопроса. А вот непосредственно всеми процессами – исследованиями, продвижением идеи необходимости вхождения в международное рейтинговое пространство и, наконец, переговорами с мировыми агентствами, занимающимися классификацией стран – от самой успешной до самой неблагополучной – занимается Национальный институт стратегических исследований (НИСИ).

Поэтому сказать традиционное «А воз и ныне там», на сей раз, к счастью, не придется. Мы сегодня как никогда близки к заветной цели. Глубинные исследования проведены, необходимость в страновом рейтинге ни у кого не вызывает сомнений, международные финансовые институты, как АБР заявили, что готовы финансово поддержать правительство в таком нужном деле. Высказали поддержку представители бизнеса.

По словам главы НИСИ Таланта Султанова, уже проведены переговоры с ведущими мировыми кредитными агентствами - Moody's, StandardandPoor's, Fitch. Процесс оценки займет около 2 месяцев. Чтобы успеть получить рейтинг в этом году, нам нужно начать его самое позднее в октябре.

- Процедура стоит от 80 тысяч долларов и выше в год. Однако, мы смогли
 снизить цену вдвое, - рассказал руководитель НИСИ. - Насколько я знаю, после того, как правительство примет окончательное заключение, в парламенте будет рассматриваться вопрос о включении в бюджет статьи по оплате кредитной оценки.

Из нашего разговора с Талантом Султановым стала понятна принципиальная позиция правительства: получить рейтинг, стать как все – не самоцель. На самом деле решение поставленной задачи поможет Кыргызстану продвинуться вперед в реализации более глобальных целей, прописанных в Национальной стратегии развития страны на 2013 – 2017 годы.

Мы должны к обозначенному периоду улучшить четыре основных показателя: по рейтингу Doing business (легкости ведения бизнеса) подняться сразу на 28 пунктов. По позиции вовлечения в международную торговлю предстоит подняться еще выше – с нынешнего 111 места на 60. Большой скачок должна будет сделать страна и для улучшения индекса экономической свободы – с 89 места переместиться на 40. И наконец, еще одна очень высокая планка, обозначенная в Стратегии развития страны. К 2017 году мы должны удвоить производство ВВП на душу населения.

Итак, в правительстве не скрывают, что задачи пятилетнего плана не только трудные, но и амбициозные. Республика по ряду причин находится в очень сложном экономическом положении, достигнутые огромными усилиями мир и стабильность хрупки и кажутся ненадежными. В таких условиях управлять экономикой, чтобы вывести ее из застоя, могут только менеджеры со здоровыми амбициями, считает, например, Талант Султанов.

Отношение к рейтингам, которых множество, неоднозначное. Некоторые заключения рейтинговых агентств вызывают откровенное недоумение. Однако то, что Индекс по легкости ведения бизнеса во всем мире является индикатором инвестиционной привлекательности страны, никто не спорит.

Не случайно главы практически всех государств, участвующих в этом ежегодном конкурсе деловой успешности, ставят перед своими правительствами задачу по улучшению показателей Doing business. Ведь каждое движение наверх по каждому из 10 критериев индекса, куда входят легкость регистрации предприятий и право собственников, защита инвесторов, доступ к кредитам, обеспечение исполнения контрактов, подключение предприятий малого и среднего бизнеса к электроснабжению, налогообложение и т.д. – это глоток свежего воздуха для отечественных предпринимателей и сигнал для иностранных инвесторов о том, что с этой страной можно вести дела.

Наши соседи и стратегические партнеры очень старательно работают над улучшением своего делового имиджа. Например, Казахстан, который еще пять лет назад на два пункта отставал от нас, занимая 70 место, в этом году уже на 18 пунктов выше. Братья-казахи на 50 позиции. РФ тоже настойчиво пробирается наверх.

Кыргызстан в рейтинге Doing business, занимавший пять лет назад 41 ступеньку, в текущем году на 68 месте из 185. Чтобы нам вернуть утраченные рубежи в этом рейтинге, требуется настоящий прорыв. Пока мы медленнее, чем хотелось бы, всего на 2 пункта, но все же улучшили свои позиции по сравнению с 2013 годом. В министерстве экономики уверены, что это произошло благодаря проведению реформ в области упрощения процедур для открытия бизнеса, ведения международной торговли и либерализации законодательства в области банкротства.

По сравнению с тем, что было, сегодня зарегистрировать ОсОО и ЧП совсем просто. Некоторые умудряются это сделать за один день. Предприниматели сполна оценили проект по внедрению автоматизированной системы регистрации юридических лиц по принципу «единого окна» в действии: сократилось время на процедуры и их стоимость при регистрации юридического лица. Конечно, к этому страна шла годы, но зато сегодня, согласно исследованию, по легкости открытия бизнеса, Кыргызстан занимает 12 место.

Цифры по отдельным критериям красноречивей всякий министерских отчетов показывают «узкие места», тормозящие развитие бизнеса. У страны довольно плохой показатель по подключению предприятий к электроснабжению. В прошлом году он равнялся 177, нынче – 180. Если в связи с нехваткой снизятся лимиты на электроэнергию для предприятий малого и среднего бизнеса, то наверняка в 2015 году по этому критерию рейтинговые агентства опустят Кыргызстан еще на несколько пунктов.

Медленно, но улучшаются позиции в налогообложении и ликвидации предприятий. Хотя признаемся, что в этих сферах чиновники могли бы работать лучше. Как и несколько лет назад закрытие бизнеса вызывает у ее участников головную боль. И чего греха таить, коррупционный зуд у бюрократов. Есть серьезные проблемы и в вопросе защиты инвесторов – ухудшение на одну позицию по сравнению с предыдущим годом. По показателю «Кредитование» мы занимаем неплохое 13 место в мире.

По позиции вовлечения в международную торговлю согласно Национальной стратегии развития предстоит подняться с нынешнего 111 места на 60. Заметим, что в этом рейтинге Кыргызстан почти в хвосте списка. Впрочем, удивляться особо не приходится. Несмотря на то, что страна одна из первых в СНГ вступила в ВТО, воспользоваться всеми преимуществами членства во Всемирной торговой организации, не сумела. Как показывают реалии сегодняшнего дня, вести торговлю на равных даже с соседями все трудней и трудней, не говоря уже о странах дальнего зарубежья.

Однако и здесь есть позитивные изменения. Внедрение в жизнь системы «Единого окна» и автоматизации системы пред-таможенного оформления потребовало гармонизации около 10 различных документов, требуемых государственными органами до начала таможенного оформления и проведения процедур пред-таможенного оформления в соответствии с международными стандартами. Но зато это позволило ускорить процесс, снизить коррупционную составляющую, что естественно положительно сказалось на рейтинге по международной торговле. Совсем на чуть-чуть, но все же здесь улучшились показатели.

Есть еще очень высокая планка, обозначенная в Стратегии развития страны. К 2017 году мы должны удвоить производство ВВП на душу населения или 2500 доллара вместо сегодняшних тысячу с небольшим. Наметившая последние два года экономическая стабильность позволила заметно увеличить объем производства валового продукта. По росту ВВП, а в 2013 этот показатель превысил 10 процентов, Кыргызстан опередил все страны СНГ.

- Я вполне понимаю существующие на этот счет сомнения и даже скепсис некоторых экспертов, - поделился своим видением проблемы Т. Султанов. - Но в основе тех цифр, которые заложены в этом фундаментальном документе, лежат расчеты, над которыми работали экономисты, финансисты, независимые эксперты. Например, если правительству удастся все последующие годы сохранить высокий экономический рост – 7-8 процентов в год, добиться привлечения инвестиций в реальный сектор экономики до 23 -33 процентов к валовому продукту, то значительно увеличить показатель ВВП на душу населения вполне реально.

Лариса Ли  

 

© Новые лица, 2014–2024
12+
О журнале Контакты Рекламодателям Соглашения и правила Правообладателям