Исхак Масалиев – о Великом Октябре, об угрозе исламизации и об осадке от президентских выборов

11:14, 4 Ноября 2017

Это стало доброй традицией нашей газеты – в преддверии годовщины Великой Октябрьской революции беседовать о наболевшем с главным коммунистом Кыргызстана Исхаком Масалиевым. На этот раз поводом служит не только вековой юбилей самого неоднозначного события XX века, но и прошедшие президентские выборы, а также сама ситуация в стране.

- Исхак Абсаматович, с каким настроением Вы встречаете столетие Великой Октябрьской революции?

- Хотелось бы с большим воодушевлением, но, к сожалению, в силу ряда причин сказать, что это всенародный праздник, не могу. Мы, коммунисты, будем отмечать эту дату проведением торжественного собрания. Пригласили ветеранов компартии, комсомола, труда. Планируем провести праздничный концерт, опубликовать ряд поздравлений в адрес населения в СМИ. Многотысячного парада с транспаратнтами, как в советские годы, у нас не будет. Народ организовать – это непростая задача, поэтому ограничимся собранием и праздничным митингом. Мы ждем всех граждан, кто разделяет коммунистические идеалы или просто хочет предаться ностальгии в этот день, 7 ноября, к памятнику Ленина в 10 утра. В преддверии этой великой даты мы выпустили брошюру “Роль Великой Октябрьской Социалистической революции для кыргызского народа”, где собрали статьи наших историков. Брошюра подготовлена нашим коммунистом Сергеем Кожемякиным и утверждена на бюро компартии. Это наше мнение, мы свою точку зрения излагаем и пытаемся донести до населения.

- А на государственном уровне будет какое-то празднование?

- От имени партии коммунистов я направил письмо президенту Кыргызстана и премьер-министру с напоминанием, что 7 ноября является днем Великой Окрябрьской революции, и предложил им оказать содействие, совместив государственные мероприятия с нашими, партийными. Но я далек от мысли, что они как-то отреагируют и вспомнят о красном дне календаря. В последнем указе президента, который оставил досадный осадок в душе, констатируется роль революции, однако говорится, что эта дата перестала быть актуальной, и предлагается отменить статус праздничного дня именно как дня Октябрьской революции, и отмечать его только как День истории.

- Может, это неплохо, ведь таким обазом мы можем сохранить какую-то память о Великом Октябре?

- С одной стороны, попытка совместить два события, которые и так связаны, объединить восстание 1916 года и революцию 1917-го – абсолютно правильный подход. Если бы в октябре 1917 года не было революции, трудно предсказать, что было бы с кыргызами. Скорее всего царский режим разогнал бы нас. Однако этот указ оставил осадок, так как сам праздник День Октябрьской революции убирают, оставляя единый День истории. Так не бывает, нельзя несколько событий собрать воедино и назвать это Днем истории. Это неправильно, таким образом нивелируется роль Октябрьской революции. Поэтому я буду призывать депутатов не поддерживать эту инициативу. Кроме того, я очень надеюсь, что государство как-то отметит эту дату – столетие революции, хотя бы проведет концерты в парках и зонах отдыха, где будут звучать революционные песни и песни советского периода. Думаю, что этот шаг вызовет ностальгический эмоциональный всплеск у людей старшего поколения. Я бы на месте руководителей государства использовал эту дату как повод для примирения населения, которое после выборов президента пребывает в поляризации, и это приобретает масштабный характер.

- Когда я была школьницей, всегда представляла, как грандиозно, с каким размахом будут праздновать столетие Октябрьской революции! Наконец настала эта дата, а у нас какая-то тишина, даже нет дискуссии, жарких споров о роли Октябрьской революции. Почему? Получается, на все вопросы уже ответили наши историки?

- Мы проводили научно-практическую конференцию на базе БГУ, приглашали отечественных ученых-историков. Там единогласно было заявлено о положительной роли Октябрьской революции для кыргызского народа. Тут полемики быть не может. Для нас однозначно Октябрьская революция – это прогрессивное событие. Кыргызстан был в составе Российской империи с середины XIX века, мы были так наываемой национальной окраиной. А в 1916 году, за то что кыргызы отказались идти на чужую войну, нас чуть не уничтожили. И советская власть много сделала для возвращения беженцев из Китая. Кроме того, надо отметить, что власть советов очень подходила кыргызскому менталитету.

- Почему?

- Потому что представительская власть нам близка по духу. Мы и сейчас говорим о курултае. Курултай – это и есть совет. То есть власть одного человека или одной узкой группы людей для нас чревата. Мы убедились в этом на собственном опыте. И сейчас убеждаемся, что при любом раскладе, какой бы ни был золотой человек, без народного представительства он может потерять чувство реальности.

- В этом и заключается феномен, если для Кыргызстана революция была благом, то для России в какой-то степени катастрофой...

- Не согласен. Начнем с того, что если в России на момент революции жили 100 миллионов человек, то 99 миллионов из них жили в нищете. Это было отсталое аграрное государство, источник сырья для всего мира. С уровнем жизни европейцев жизнь в российской глубинке даже сравнивать нельзя было. Сейчас идет попытка переосмысления истории в России: дескать, дворяне были цветом нации, и если бы они не уехали в эмиграцию, развитие пошло бы быстрее. Нам сейчас сложно судить, так как история не имеет сослагательного наклонения, но факт остается фактом: образованной, просвященной части населения тогда в России был очень маленький процент. Импульс для превращения России из отсталой аграрной страны в мощную промышленную державу дала Октябрьская революция. Но, как и каждый переворот, когда меняются основы государственного устройства и управления, она сопровождалась кровью, массовыми убийствами, человеческими трагедиями. Но после революции новой власти удалось мобилизовать все силы и в короткие сроки победить поголовную безграмотность, построить сильное, развитое государство. Если европейские страны шли по этому пути 150 лет, то Советский Союз в составе 15 республик прошел этот путь за неполных 24 года. Я имею в виду довоенный период. Отрицательную роль советская власть сыграла для стран Закавкзья и Украины, потому что по экономическому развитию они были на другом уровне, нежели кыргызы. У них была развита промышленность, мануфактуры, был класс промышленников и предпринимателей. Конечно, у них была борьба с советской властью, репрессии. В Кыргызстане этот момент прошел безболезненно, потому что у нас было мало богачей, и многие бежали в горы, в Афганистан, там и осели на Памире.

- Вспомните гражданскую войну, когда брат шел на брата?

- И в Кыргызстане советская власть устанавливалась не без крови. Многие сопротивлялись, кто был не согласен с установлением советской власти. Но таковы издержки революции. Приведу свежий пример. В мае 2010 года меня, депутата парламента, заточили в тюрьму. Таким образом Временное правительство пыталось нейтрализовать парламент как источник угрозы, чтобы полноправно войти во власть. После этого депутаты разбежались. Но с нами достаточно мягко поступили. А в 20-е годы прошлого столетия противостояние было намного жестче, богачи не хотели терять свое богатство, а новая власть, которая представляла собой неграмотное, необразованное население, шла напролом. Отсюда и кровопролитие.

- Вы говорите, что власть советов подходит кыргызам по ментальности. Значит, и парламентаризм – наш вариант?

- В принципе, да. Но последние выборы в Кыргызстане показывают, что они не стали борьбой идеологий и платформ партий, выборы стали борьбой тугих кошельков, красивых личностей и земельно-родственных отношений. Поэтому спросите у избирателей, какие политические партии они знают и чем они друг от друга отличаются, я думаю, только один из 10 назовет разницу между партиями.

- Получается, мы 70 лет жили при советской власти и думали, что у нас самое справедливое общество. Но за каких-то 25 лет после развала Союза мы видим, как капитализм побеждает окончательно и бесповоротно. И к чему мы придем дальше?

- Ситуация будет ухудшаться. Во-первых, внешний долг всего за четверть века превысил 4 млрд долларов. А отдавать предстоит нашим детям и внукам. Второе, наши трудовые мигранты высылают ежегодно сумму, равную республиканскому бюджету. Пародоксально, что в селах люди сидят на чае с лепешкой, но на тоях в качестве призов выставляют джипы. То есть перекос в сознании произошел, и люди приучились жить, не производя ничего, за счет кредитов или своих родных, которые трудятся в России. Наш народ живет припеваючи от выборов до выборов, каждый кандидат отстегнет по 2-3 тысячи сомов, мы проголосуем абы как и дальше живем в долг. Но не забывайте, что из одного миллиона гастарбайтеров процентов 70 рано или поздно вернутся и потребуют себе место под солнцем. И тогда результаты могут быть плачевными. Ни один парламент, ни один президент не сохранится.

- Почему произошла победа капитализма, ведь казалось, советское общество было самым устойчивым?

- Произошел подкуп высших руководителей партии, Горбачева и других. И второй момент, в СССР был дефицит, а кока-кола и “Макдональдс” моментально изменили психологию человека. Сегодня мы живем не нашими ценностями. Сегодня единственная цель человека – стать богатым. Почему голосуют за Бабанова, за Торобаева? Почему молодежь поддерживает успешных, богатых людей? Потому что она хочет стать такой же, богатой, успешной, жить в особняках, ездить на Мальдивы. Само по себе это желание не плохое, но процесс этот долгий и трудоемкий. А молодежи хочется здесь и сейчас. Да и наши богачи сделали себе состояние далеко не трудом, а благодаря тому, что оказались более шустрыми, выкупили купоны на приватизацию заводов и фабрик. Единственный, кто с нуля сделал себе колоссальное состояние, это Аскар Салымбеков. Он на пустыре сделал прибыльный проект и дал работу сотням тысяч наших граждан.

- То есть сейчас у нас прочно засела идеология накопления, богатства. А что будет дальше? Может, следующее поколение будет отрицать мир Золотого Тельца и вырастет “поколением хиппи”?

- С нашим уровнем образования хиппи вряд ли у нас появятся. А вот то, что в отсутсвие здравой идеологии эту пустоту заполнит религия, это вполне вероятно. Боюсь, что через какое-то время наши дочки и внучки вынуждены будут ходить в хиджабах. Сегодня хиджаб смотрится оригинально, когда он встречается в единичном варианте, но с такими темпами исламизации у нас скоро все женщины вынуждены будут облачиться в хиджабы. И вполне вероятно, что изменится отношение к женщине в корне. Когда женщину превратят, извините меня, в скотину. Второе, у нас уже сегодня есть религиозно-массовый психоз, когда на тебя косо смотрят, если ты не ходишь на пятничный намаз. А некоторые открыто осуждают. Это страшно. Потому что в массовом психозе человек опасается того, что ему кто-то скажет: “Почему ты не как все?” Неожиданно все становятся святошами, после мечети выходят, а тут жизнь продолжается своим чередом, там обманут, тут нарушат правила, здесь нахамят. Самый простой пример: святоша может идти к Аллаху с благочестивыми мыслями в жума-намаз, но машину ставит на середину дороги, создавая проблему для других. И ему наплевать на это. Попробуй что-то скажи против! И эта замена светского государства религиозными понятиями меня очень настораживает.

- Есть мнение, что любая успешная политическая партия сродни религии. Взять ту же коммунистическую партию. Идеология ведь насаждалась советскому народу как замена религии. И люди свято верили в коммунизм. Чем тогда коммунизм отличается от ислама?

- Коммунистическая партия несла просвещение, строила справедливое общество, поэтому вера в коммунистические идеалы, по-моему, не являлась зазорной. И старшее поколение коммунистов, таких, как мой отец Абсамат Масалиев, по-настоящему, честно служило партии и видело в этом смысл жизни. Другое дело, что на смену им пришли такие, как Горбачев и Шеварнадзе, которые перечеркнули и извратили идею коммунизма, в результате чего и пала такая огоромная и мощнейшая страна, как СССР. А какой перелом произошел в умах сотни миллионов советских граждан?! В результате мы рахслебываем то, что доллар у нас стал мерилом всего, и даже голоса избирателей сегодня легко покупаются и продаются на выборах.

- Говоря о выборах, хочется поинтересоваться Вашим опытом. Вы баллотировались в президенты, какое впечатление у вас от выборов?

- Я в третий раз предпринял попытку баллотироваться на пост президента. Первый раз в 2000-ом году меня не допустили из-за того, что я не сдал экзамен по государственному языку. Второй раз в 2011 году я сдал успешно экзамен, но потом решил не участвовать, так как сам факт моей регистрации был больше шагом политической реабилитации, после того как на меня возбуждали уголовное дело после моей активности в мае 2010 года. В этом году я пытался баллотироваться, но мне отказали в регистрации, ссылаясь на то, что бланки для подписей в поддержку моей кандидатры были изготовлены не в типографии, а в домашних условиях на принтере. Скорее всего, это сделали в интересах другого кандидата. Очень жаль. У меня такое досадное ощущение осталось. Но речь не обо мне. Сами выборы оказались для меня довльно странными и неприятными.

- Почему?

- По ряду причин. Во-первых, по закону действующий глава государства должен быть вне партии, он должен быть одинаковым для всех кандидатов. Но тут он позволил себе ряд эмоциональных выступлений, которые можно расценивать как агитацию за кандидата от партии власти. Думаю, их кандидат выиграл бы и без этого. Но из-за этих выступлений осталось ощущение не совсем чистой победы. Как говорится, осадок остался. Второй момент: все участники предвыборной гонки активно использовали финансовый ресурс. Может быть, исключение составляли Адахан Мадумаров и Токтайым Уметалиева. Третий момент: коммерциализация общества и СМИ привела к тому, что многие малоденежные кандидаты даже не смогли донести свои идеи до электората. Поэтому не было создано равных условий, соответственно, результаты не удовлетворяют. Думаю, решающими были голоса представителей национальных меньшинств. Они всегда голосовали за представителя власти, так как им нужна предсказуемость и стабильность.

- Все последние выборы у нас народ выбирает из двух зол наименьшее. В данном случае победивший кандидат вроде скромный, трудолюбивый, из хорошей семьи...

- Ну да, такой чисто материнский, женский подход, может, все-таки этот будет хорошим? Может быть... Дай Бог, чтобы так и было. Я просто с этим человеком пять лет проработал. Может, в нем и есть какие-то созидательные черты, которые проснутся на таком высоком посту, но тогда я их не обнаружил.

- А где вы с ним работали?

- Пять лет в СНП были депутатами, я ни разу не слышал его голоса. Он был очень послушным. Но, возможно, взгромоздившись на кресло президента, он станет другим.

- Как Вы думаете, в какую сторону он изменится?

- Будем надеяться, что у него появится свое мнение. Но, по моим наблюдениям, власть сильно меняет любого человека, и, как правило, за редким исключением, в худшую сторону. А зная, что он тихий, нельзя забывать, что “в тихом омуте черти водятся”.

- Ну Вы прям запугали меня! Я же за Жээнбекова голосовала только потому, что это был выбор Атамбаева, которому я безоговорочно доверяю.

- Да я сам боюсь. Кстати, у кыргызов есть еще одна дурацкая черта. После выборов выяснять отношения, типа ты за меня не бегал, ты за другого бегал. Я бы на месте избранного президента собрал 100 видных политиков, 100 видных журналистов и сказал: “Давайте двигаться вперед! Что вы хотите изменить в обществе?”- и попытался бы объединить и консолидировать все политические силы. Это был бы большой шаг. Но вряд ли он на это пойдет.

- Я тоже подозреваю, что не соберет. Такое впечатление, что мы погружаемся в какое-то болото, где все всё одобряют. Это было видно по избранию нового спикера, совершенно ручного мальчика.

- Хорошего мальчика. Кстати, он довольно воспитанный, и у него есть перспектива роста, он думающий парень. И хотя он выиграл меня на выборах спикера, я поздравил его от чистого сердца. Я рад за него.

- То есть потенциал есть?

- Потенциал есть, главное, чтобы не зазвездился и работал хорошо.

- Но, между нами, девочками говоря, из всех его достоинств пока известно только об одном – он уроженец Таласской области.

- Его избрали, чтобы успокоить общественность Таласской области. Хотя что их успокаивать? С ними разговаривать надо. И вообще надо быть осторожными при противопоставлении одного региона другим.

- Меня еще такой момент смущает. Кыргызстан всегда был интересен тем, что у нас шли громкие политичские процессы, какие-то разоблачения. Сегодня у нас оппозиции практически не осталось. И что, мы теперь останемся без критики действующей власти?

- Свято место пусто не бывает. Однозначно нужна оппозиция и она скоро появится. Есть такая пословица: “На то щука, чтобы карась не дремал”. Главное, чтобы не появилась искусственная, прикормленная властью оппозиция, от такой толку не будет. Нужна собственная, доморощенная оппозиция, которая бы могла зорко и критически следить за действиями власти.

- У нас новый премьер-министр, молодой и амбиционзный. Есть какие-то позитивные ожидания?

- Чисто в человеческом плане мне он импонирует. Человек он порядочный, и пока глаза его жиром не заплыли. Но меня смущает история с “Лиглассом”. Хотя нам говорят, что ничего не случилось, и стране не нанесено никакого ущерба. Но извините, я как-то пытался получить небольшой кредит в банке. Так меня до седьмого колена проверяли. А тут и МИД предупреждал, и в СМИ сколько информации было. Я думаю, кто-то надавил на эту комиссию и заставил подписать договор с этой мутной компанией. Этот момент меня смущает. А в целом Сапар Исаков очень коммуникабельный человек, из хорошей семьи. Я помню его отца, он много лет проработал на партийной работе.

- Возвращаясь к главной теме нашего разговора, что Вы пожелаете кыргызстанцам в канун столетнего юбилея Октябрьской революции?

- Первое пожелание, чтобы мы никогда не забывали значение этого события для кыргызского народа. Чтобы не забывали, что 70 лет советскую власть строили не чужие люди, а наши отцы и деды. И если мы забудем эту дату, мы совершим кощунство в отношении своих близких. Кыргызам грех жаловаться, благодаря советской власти у нас есть свое государство. Если бы не Октябрьская революция, нас бы разогнали с этих мест, и мы погибли бы как этнос. Поэтому мы должны чтить эту дату и помнить.

Беседу вела Лейла Саралаева 

Фото Вячеслава Оселедко

© Новые лица, 2014–2024
12+
О журнале Контакты Рекламодателям Соглашения и правила Правообладателям