Элзара Акжолова: «Жизнь слишком коротка, чтобы сидеть возле телевизора»

16:40, 20 Января 2016

Наша гостья сегодня – успешный маркетолог, менеджер отдела продаж ОсОО «Марка Строй» жилой комплекс «Crocus» Элзара Акжолова. Поговорим мы с ней о ее новой, но уже приобретшей популярность профессии, рецептах успеха, планах и прогнозах.

- Расскажите, как Вы впервые соприкоснулись с миром продаж и маркетинга?

- Моей первой продажей, пожалуй, была продажа «услуг». В 10 лет я знала английский чуть лучше сестры. И вместо нее делала домашнее задание. За отдельную плату, как вы понимаете. Если серьезно, уже в 17 лет я работала в дилерской компании, мы продавали молочную продукцию. Мое первое знакомство с рынком продаж состоялось в 2009 году. Я столкнулась с проблемами преодоления конкурентов, с трудностями доставки и оплаты. Было крайне важно найти общий язык с оптовыми покупателями, ведь именно они были как нашими клиентами, так и нашими продавцами, в одном флаконе. Тогда я и поняла, что это очень интересная для меня работа.

- Маркетинг – это такая удивительная сфера деятельности, о которой все знают и которую мало кто понимает. Кто такой маркетолог, кто такой лидер отдела продаж и чем они заняты?

- В целом мы используем слова «маркетинг» и «продажи» в качестве синонимов, но есть существенные различия между этими понятиями.

Для менеджера отдела продаж камнем преткновения является продукт, который нужно продать. Это действие является частью маркетинга, но никак не характеризует понятие «маркетинг» целиком. В свою очередь маркетолог обеспечивает полный план по созданию бренда и завоеванию сегмента рынка. Он же контролирует конкурентоспособность компании. Конечно, главной целью и маркетолога, и «продажиста» остается поднять до максимума прибыль компании. Рост продаж и узнаваемости брендов – показатель эффективности этих специалистов.

- Какие мифы существуют вокруг вашей профессии и как бы Вы их развенчали?

- Владельцы новых компаний едва ли не поголовно сомневаются в необходимости маркетолога. Наверное, это остается одной из самых главных управленческих ошибок. Поэтому новички сталкиваются с проблемами по части продаж. Надо понимать, что без знания рынка, конкурентов, без изучения аналогичных продуктов трудно двигаться вперед. Главный миф, о том, что маркетологи особо не нужны, опровергает сам себя, одним словом. Есть также миф о том, будто маркетологом и менеджером по продажам легко может быть один человек. Конечно, это возможно, так как главная цель на этих позициях – увеличить прибыль. Но экономия бюджета на персонале компании – не очень хорошая политика, это крайне нерентабельно.

- Какие личные качества необходимы, чтобы заниматься маркетингом и осуществлять успешные продажи?

- Менеджеры по маркетингу должны иметь аналитические навыки. Ведь это им предстоит направлять продажи по нужному вектору. Чтобы выбрать СМИ, необходим творческий подход к разработке рекламных стратегий. Не обойтись и без умения находить понимание с различными типами личности. Маркетологи и «продажисты» должны управлять своим временем и бюджетом отдела. Коммуникационные навыки помогут убедить потребителей принять решение купить товар или услугу. Менеджеры должны уметь слушать, чтобы понять желания и потребности как клиентов, так и своих руководителей. Людей, хорошо разбирающихся в психологии, однозначно ждет успех. Как и в любой другой отрасли, просто необходима стрессоустойчивость. Ну и главное качество любого управленца – это страсть, только страсть к своей работе может привезти к успеху.

- Каковы основные проблемы, с которыми люди Вашей профессии сталкиваются в процессе работы?

- Например, в моей работе главной проблемой всегда была дезинформация. Клиенты зачастую выслушивают советы и мнения своих друзей, которые не разбираются в строительстве. На этой почве у них появляются негативное восприятие строительного бизнеса в целом.

Кризис, конечно, плохо сказался на всех отраслях бизнеса. Но я считаю, что главной проблемой компаний является даже не кризис, а неправильный, неэффективный финансовый менеджмент.

А еще порой тратишь бездну времени на то, чтобы доказать, что ты, образно говоря, не верблюд. Не так давно мы столкнулись с черным пиаром. Моей задачей было дать достоверную информацию и опровергнуть все ложные обвинения. Что делать, такая работа.

- Надо ли получать специальное образование, чтобы заниматься маркетингом и продажами?

Без прочного фундамента хороший дом не построишь. Так и в бизнесе: не имея знаний, трудно сделать более профитный выбор. Все зависит от желания человека, насколько ему интересна цель. Если человек хочет развиваться, он должен изучать, исследовать свою отрасль. А хорошая практика только укрепит полученные знания. Лучше иметь теоритические знания и практический опыт вместе, в совокупности.

- Есть ли маркетинг без бюджета?

Скорее да, чем нет. С помощью интернета можно продвигать интересы компании в социуме и без больших вложений.

- Маркетолог или лидер отдела продаж в глазах большинства непосвященных – супер циничные люди. Так ли это на самом деле? Есть ли место романтическому, личному отношению к бизнесу, который маркетологи помогают реализовывать?

Супер циничные? Быть может, ведь в борьбе все средства хороши. Люди зачастую начинают считать циничными тех, кто стал успешнее их. Трудно ответить за всех, но я думаю, что в Кыргызстане трудно встретить супер циничных, у нас менталитет другой. Мы любим помогать родным и друзьям. Знакома со многими маркетологами, которые с легкостью делятся информацией, помогают советами. Это скорее всего и есть любовь к своей работе.

- В чем секрет успешной маркетинговой кампании, на Ваш взгляд? 

- Для успешного продвижения нужно хорошо понимать концепцию компании и отлично знать свой сегмент потребителей. А инструменты зависят от анализа рынка сбыта, тут общих рецептов нет.

- Чей успех, чья биография, личность служат Вам примером и Вас вдохновляют?

- Иосиф Сталин, Стив Джобс. Да, вот такие неодинаковые примеры меня вдохновляют.

- Кого из местных, кыргызстанских специалистов Вы бы выделили, назвали бы «Профи с большой буквы»?

- Тут долго думать не буду. Азамат Аттокуров, Эльер Садыкахунов.

- У профессии маркетолога есть будущее на фоне общемирового кризиса, как считаете?

- В период кризиса у маркетологов работы только прибавляется, так как именно в этот период менеджер должен найти самый выгодный путь, занять место на рынке, показать компанию в выгодном положении.

- Каким образом изменится в ближайшее время сфера потребления, как Вы думаете?

- Спрос, конечно же, будет меняться в зависимости от категории товара. Кроме того, будет наблюдаться существенное перераспределение потребителей между разными ценовыми сегментами внутри категорий. Сейчас люди стали острее ощущать необходимость экономить и гораздо более прагматично подходят к тратам, частично или полностью отказываясь от некоторых товаров.

- Как изменится среднестатистический потребитель в Кыргызстане через 5 – 10 лет?

Даже сейчас потребители стали более требовательными, многие уже разбираются в строительстве. Требовательность порождает качественное и своевременное удовлетворение спроса.

- Что Вы думаете об институте менторства? В этой системе, насколько я знаю, Вы активно работаете. Что это такое и зачем оно нужно?

 - Да, я по приглашению Фонда Евразия Центральной Азии (ФЕЦА) стала ментором в рамках проекта «Молодежное предпринимательство», который реализуется ФЕЦА при финансовой поддержке «Кумтор Голд Компани». Он был запушен в 2015 году и направлен на развитие у молодежи навыков предпринимательства и на поддержку бизнес идей.  

 Ментор – это, скорее всего, наставник, который помогает советами в сфере моделирования и структурирования бизнеса. Главная цель ментора – помочь построить систему и регулировать выполнение обязательств со стороны подопечных. Благодаря менторству молодые предприниматели получают знания, которые потребовали бы долгих лент проб и ошибок. А менторы делятся знаниями и укрепляют, развивают свои навыки. Выгодно всем.

- Часто ли приходится жертвовать личным временем ради работы?

Потраченное на работу время не является потраченным зря, если оно приносит доход не только финансовый, но и духовный.

- Как современной девушке сочетать успешную работу и личную жизнь, возможно ли это?

Конечно. Можно и нужно совмещать работу и личную жизнь. Жизнь слишком коротка, чтобы сидеть возле телевизора. Надо стараться максимально продуктивно расписать день, чтобы хватило времени и на работу, и на интересы, и на личную жизнь.

- Ваши пожелание молодым юношам и девушкам, намеренным освоить эту непростую профессию?

- Выбор сделан, осталось одно – идти к цели. Надо теперь набраться знаний, чтобы с успехом стать профессионалом. Всем удачи!

Беседовала Светлана Бегунова 

© Новые лица, 2014–2024
12+
О журнале Контакты Рекламодателям Соглашения и правила Правообладателям