Посол, глава центра ОБСЕ в Бишкеке Сергей Капинос: «Демократия – это непрерывный процесс»

08:16, 28 Декабря 2015

Уходящий год для Кыргызстана был довольно насыщенным в политическом плане. Были и взлеты, и успехи, и сложности. О том, как видится наш путь, пройденный за этот год из офиса ОБСЕ, наше эксклюзивное интервью с послом, главой центра ОБСЕ Сергеем Капиносом.

- Сергей Петрович, ОБСЕ в Кыргызстане в рамках своего мандата действует вот уже 18-й год. Как вы думаете, изменился ли Кыргызстан за эти годы и какова роль ОБСЕ в этих изменениях?

- Мне трудно сравнивать: я не бывал в Кыргызстане ни в советские годы, ни в начальный период его независимости. Все же думаю, что страна сильно изменилась. Республика перенесла два чрезвычайно сложных периода в своей новейшей истории – в 2005 и 2010 годах. Позитивные перемены последние пять лет налицо. Но существуют проблемы, которые уходят корнями в прошлое, а также те, что рождаются в процессе движения вперед. Проблем пугаться не нужно. Опасно, когда они не решаются. Направление Кыргызстан выбрал правильное и поступательно движется вперед. Демократический путь сложен и тернист, но тот, кто его проходит, обеспечивает в долгосрочной перспективе стабильное и уверенное развитие. О динамике движения могут быть разные мнения. Здесь может быть весьма полезной внешняя поддержка, в первую очередь со стороны международных организаций. Это в полной мере относится к ОБСЕ, которая оказывает содействие в разработке и осуществлении целого ряда важнейших перестроечных процессов, основываясь на универсальной концепции безопасности в трех измерениях: военно-политическом, экономическо-экологическом и человеческом. Данная концепция позволяет ОБСЕ подходить к решению задач системно.

- После каждых выборов кыргызстанцы ждут с нетерпением оценки наблюдателей ОБСЕ, так как эта оценка, как правило, наиболее объективная. В этом году я была на отчете наблюдателей ОБСЕ. И мне показалось, что впервые подобная оценка была столь лестной и позитивной. Какие плюсы и минусы прошедших выборов вы бы отметили?

- Оценка выборов выходит за рамки мандата Центра ОБСЕ в Бишкеке, определяемого соглашением между этой организацией и правительством Кыргызской Республики. Есть специализированный институт Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека. Мониторинг и оценка выборов – его прерогатива. Данная им предварительная оценка положительная, что отражает усилия кыргызских властей по совершенствованию электорального процесса на основе демократических принципов. На мой взгляд, главное достижение состоявшихся выборов заключается в том, что его результаты были приняты обществом, не было массовых протестных акций, как в прошлом, и что выборы прошли состязательно. В этом огромная заслуга руководства страны. Попутно замечу, что Центр ОБСЕ оказывал существенную поддержку в проведении этих выборов, тесно взаимодействуя с ПРООН, Международным фондом избирательных систем в Кыргызстане (IFES), ЕС и другими организациями.

- Главной проблемой кыргызского общества по-прежнему остается коррупция. Какие рекомендации в этом плане дает ОБСЕ?

- Коррупция – это обратная сторона эффективности системы государственного управления. Чем более эффективна эта система, тем меньше простора для коррупции и наоборот. Поэтому самое действенное средство борьбы с этой общественной ржавчиной – это становление и развитие эффективного, хорошо контролируемого механизма государственного управления. Ключ к этому – административные и правовые реформы. В первую очередь, речь должна идти о судебной реформе. Есть апробированные в мировой практике слагаемые успешной борьбы с коррупцией. Это – жесткость и справедливость законов, неукоснительность их соблюдения в связке с неотвратимостью наказания за их нарушение, эффективная, подотчетная и транспарантная система госуправления с четким разделением властей и функций госорганов, действенная и справедливая судебная система, конкурентная среда, высокопрофессиональные СМИ, четкая обратная связь с обществом, активное гражданское общество и правовая грамотность населения.

В ОБСЕ накоплен солидный опыт по борьбе с коррупцией – Центр ОБСЕ в Бишкеке оказывает помощь правительству Кыргызстана в противостоянии коррупции. Так, в течение последних лет Центр поддерживает работу экспертов рабочей группы при Совете Обороны в проведении анализа коррупционных схем в государственных органах. В результате были разработаны и реализованы предложения по устранению этих схем в ряде министерств и ведомств Кыргызской Республики. Мы также поддержали Министерство экономики в разработке нового Плана мероприятий государственных органов по выполнению Государственной стратегии антикоррупционной политики на 2015-2017 годы. Мы являемся «мостом» в присоединении Кыргызстана к Группе государств против коррупции (ГРЕКО) и Европейским конвенциям по борьбе с коррупцией с целью облегчить процедуры расследования, экстрадиции, и возвращения нелегально выведенных за рубеж преступных доходов.

- Права человека – краеугольный камень любого общества. Как вы думаете, есть ли у нас факты нарушений прав человека? На какой аспект нашему обществу стоит обратить пристальное внимание?

- В этом году Кыргызстан был избран в Совет ООН по правам человека. На мой взгляд, это важное международное признание того, что республика добилась существенных изменений в продвижении прав человека. Тем не менее, многое еще предстоит сделать. Не нужно забывать, что демократия – это непрерывный процесс. В нем нет верхней планки. Даже государства, которые принято считать зрелыми демократиями, должны двигаться вперед и постоянно совершенствоваться. Полагаю, необходимо довести до логического завершения судебно-правовую реформу, а также продолжить гармонизацию национального законодательства в сфере прав человека с нормами международного права и международными стандартами. 

- Один из приоритетов судебно-правовой реформы включает в себе повышение эффективности деятельности органов прокуратуры в работе по борьбе с пытками. В 2014 году Правительство Кыргызстана утвердило Национальный план действий и создало две межведомственные рабочие группы по предупреждению пыток и жестокого обращения, которые работали над внесением изменений и дополнений в законодательство. Есть потребность в продолжении этой деятельности и мы положительно оцениваем создание в Генеральной прокуратуре специального подразделения по надзору за соблюдением законности в досудебной стадии производства и борьбе с пытками. 

На сегодняшний день при поддержке Центра успешно функционирует Национальный центр по предупреждению пыток и жестокого обращения. Результатом нашего сотрудничества в этой области стало сокращение количества зарегистрированных случаев пыток и жестокого обращения в местах задержания, ОВД, в армии и местах заключения.

Мы приветствуем принятие правительством Национального плана действий по достижению гендерного равенства на 2015-2017 годы в целях дальнейшей реализации Национальной стратегии Кыргызской Республики по достижению гендерного равенства до 2020 года. Центр также поддерживает усилия правительства по борьбе с торговлей людьми.

- Современный мир сильно изменился и на передний план встала новая угроза – терроризм. Готов ли Кыргызстан в борьбе с этим вызовом?

- Угроза международного терроризма беспрецедентна. На данном историческом этапе - это один из главных вызовов, с которыми сталкивается человечество. Ни одна страна в мире не может в одиночку противодействовать ему. Пристальное внимание в противодействии терроризму следует уделять устранению коренных причин вовлечения в террористическую деятельность. Их следует искать не только в правовой, но и в социально-экономической, политической и культурной областях. Очень важно сохранять баланс между безопасностью и соблюдением прав человека. Его нарушение может привести к усилению мотивации по примыканию к террористическим группировкам. Принимая во внимание рост трансграничного терроризма, достижение эффективного международного взаимодействия приобретает особую важность. Поэтому необходимо значительно активизировать усилия по борьбе с этой угрозой, учитывая региональную динамику, связанную с террористической угрозой – близость Афганистана и т.н. «исламского государства», и активизацию деятельности разного рода экстремистских группировок на территории республики в том числе. Причем эти усилия должны быть сфокусированы, в первую очередь, на выявлении и устранении причин, толкающих на бессмысленно жестокие и бесчеловечные поступки. И это – сложнейшая задача. Без масштабного эффективного международного сотрудничества ее не решить. В этом контексте чрезвычайно велика роль таких организаций как ОБСЕ, УНП ООН, ПРООН и ряда других. Также замечу, что без прорыва в противодействии коррупции наивно рассчитывать на успех в борьбе с терроризмом и организованной преступностью.

ЦентрОБСЕ оказывает поддержку Кыргызстану в наращивании антитеррористического потенциала. Совместно с Генштабом Государственной пограничной службы (ГПС) Кыргызстана и специальным подразделением «Илбирс» мы организовали командно-штабное тактическое учение для пограничных служб, полиции и экстренных служб Кыргызстана и Таджикистана «Барьер 2015», в котором приняли участие представители офиса ОБСЕ в Таджикистане. В сотрудничестве c Генштабом ГПС было проведено командно-штабное учение «Богот – Заслон 2015» направленное на отработку межведомственного оперативного реагирования на возможные террористические атаки. Центром ОБСЕ были проведены мероприятия по улучшению навыков журналистов в освещении вопросов терроризма, направленные также на улучшении информационной безопасности общества. В 2015 году Центром ОБСЕ была оказана поддержка в переходе на цифровое вещание, что тесно связано с укреплением государственной информационной безопасности страны. В предстоящем году наша поддержка будет включать в себя проведение различных учебных мероприятий и тренингов, которые помогут повысить потенциал Кыргызстана в оперативном реагировании на террористические угрозы.

- На что ОБСЕ обратит пристальное внимание в следующем году?

- Спектр вопросов, которые сейчас решаются и будут решаться при нашем содействии, очень широк. Это, в первую очередь, вопросы, связанные с реформированием и совершенствованием деятельности госструктур, с особым вниманием к правовому блоку. Мы также направим усилия на активизацию работы по экономическому и экологическому направлениях, в частности, в формировании благоприятного инвестиционного климата и цивилизованного урегулирования экологических и природопользовательских проблем. Среди наших приоритетов не только сохраняется, но и повышается актуальность судебной реформы.

Сейчас идет обсуждение многих идей и предложений не только с МВД, но и с другими правоохранительными органами. Среди конкретных направлений – укрепление института защиты свидетелей, который является одним из важнейших факторов в борьбе с организованной преступностью. Центр окажет также содействие Кыргызстану в усилении потенциала эффективного реагирования на последствия стихийных и природных бедствий. В этой связи мы будем расширять работу с МЧС Кыргызской Республики.

Хочу пожелать вашему изданию успехов, а читателям - мира, стабильности, безопасности, взаимопонимания и счастья.

- Спасибо большое! 

Аида Тастанова

© Новые лица, 2014–2024
12+
О журнале Контакты Рекламодателям Соглашения и правила Правообладателям