Заявление Розы Отунбаевой в связи с ситуацией вокруг Алмазбека Атамбаева

19:35, 1 Июля 2019

Инициатива объявления импичмента президенту Алмазбеку Атамбаеву, выдвинутая в ноябре 2016 года одной из оппозиционных фракций Жогорку Кенеша, в эти дни получила свое логическое развитие. Выдвинутые 12 июня 2019 года инициативной группой в 40 депутатов обвинения в большинстве своем воспроизводят факты, положенные в основу заявления лидера фракции «Ата-Мекен» Омурбека Текебаева в ноябре 2016 г. о подготовке импичмента действующему президенту А.Атамбаеву.

Тогда же, в ноябре 2016 года Канатбек Исаев, будучи лидером одной из правящих фракций – «Кыргызстан», выступил с резкой критикой деятельности президента Атамбаева, обвинив его в нарушениях Конституции и узурпации власти. Эти два депутата действующего парламента подверглись целенаправленному политическому преследованию Атамбаевым именно за эти действия! Еще двое членов оппозиционной фракции «Ата-Мекен» также подверглись судебным репрессиям за последовательную критику неконституционных и незаконных действий президента Атамбаева. Поэтому выдвижение Жогорку Кенешем обвинений Алмазбеку Атамбаеву и лишение его неприкосновенности стало логическим оформлением оценки его деятельности на посту президента.

Сегодня парламент и тех, кто поддерживает его решение о лишении неприкосновенности А.Атамбаева, критикуют за соглашательство, называют обиженными, обвиняют в мести.

В природе парламента всегда бывает так называемое депутатское болото, которое не имеет собственной позиции и голосует из конформизма. Но в нем есть и настоящие трибуны, способные влиять на исторический ход событий, вопреки властному давлению отстаивающие конституционный баланс ветвей власти, бдящие за законностью государственного управления. Поэтому при всем многообразии и противоречивости парламента нам важно сохранить его легитимность как института.

Каждый избиравшийся созыв Жогорку Кенеша на протяжении всей его истории подвергался критике народа, тогда, когда он этого заслуживал, и заказной обструкции авторитарных правителей, когда требовалось укрепить свою единоличную власть. Сегодня же Алмазбек Атамбаев намеренно запустил публичную травлю парламента, обозав его словом, недостойным уст государственного деятеля. Он понимал, что вопрос снятия неприкосновенности неотвратимо стоит в повестке страны и заранее постарался дискредитировать его решения в отношении себя. Он сделал это намеренно в преддверии парламентских выборов, желая сорвать их законные сроки и добиться спонтанности и хаотичности выборов в условиях роспуска Жогорку Кенеша.

Сегодня те, кто возмущается снятием неприкосновенности с Атамбаева, забыли как легко игнорировалась депутатская неприкосновенность, как изобретались обвинения депутатам в особо тяжких преступлениях, чтобы обойти процедуру получения согласия в парламенте на их арест. Практически все требования о роспуске парламента запускались для того, чтобы сломать хребет законодательной ветви власти и подчинить его единовластию президента. Все это отразилось на облике кыргызского парламента – на его скособоченности и трусоватости.

Но справедливо подвергая Жогорку Кенеш критике, нужно помнить, что он остается самой открытой площадкой государственного управления и единственным всенародно избираемым институтом, призванным обеспечить баланс властных ветвей. История знает позорные страницы кыргызского парламента, но помнит и его достойные, а порой трагические дни. Депутаты приходят и уходят, но важно сохранить государственный авторитет высшего органа представительной власти. Не удастся реализовать парламентское правление, бесконечно принижая статус Жогорку Кенеша.

Есть трибуны и бойцы вне стен парламента – политики, гражданские активисты, правозащитники и журналисты, бесстрашно критиковавшие президента Атамбаева за незаконные действия. Они выстрадали свою принципиальную позицию, подвергшись травле, гонениям и репрессиям. Были осуждены подручными судами по необоснованным гражданским искам и надуманным уголовным делам. Несколько десятков политиков отсидели или все еще сидят в тюрьмах по заказу тогдашнего Атамбаева. На лжи и беззаконии поругана честь, поломаны судьбы, отобрана свобода – разве можно назвать их просто обиженными?!

Недавно А.Атамбаев воскликнул, что не думал, что «уголовные дела могут строиться на слухах и грязных фантазиях». Не так ли шились дела на его оппонентов и критиков в бытность его президентом? Даже если внять его увещеваниям «не знал, не доложили, не слышал», резонансные дела о преследованиях широко и подробно освещались в СМИ – кого он хочет убедить в своем неведении и непогрешимости?

Я не поддерживаю тех, кто желает Атамбаеву пройти все круги судебно-правового беспредела, которые он учинял своим оппонентам, будучи президентом. Важно обеспечить справедливое и непредвзятое расследование предъявленных ему обвинений. Но сегодня в следствии и судах работают все те же беспринципные, бесхребетные, серые или одиозно известные люди. Судебно-правовая реформа еще только в зачатке. Именно поэтому чрезвычайно важно незамедлительно и параллельно начать продуманную, скрупулезную чистку запятнавших себя в политических преследованиях и коррупции следователей, прокуроров и судей. У общественности сейчас есть знания, опыт, интуиция видеть и понимать из какого кабинета Белого Дома идут наводки и инструкции для местных вершителей правосудия и добиться их отправки туда же, где сидят предыдущие хозяева этих кабинетов.

Очень жаль, что Генеральная Прокуратура «пока не нашла» подтверждений репрессиям и гонениям, учиненным А.Атамбаевым в период президентства. Они все на поверхности – многократно зафиксированные в средствах массовой информации и томах уголовных дел, но цинично проигнорированные при вынесении судебных решений. Независимость судебной ветви власти не обеспечивается незыблемостью неправедных приговоров! Она обеспечивается только общественным признанием исчерпывающей обоснованности судебных вердиктов. Институт пересмотра судебных дел по вновь открывшимся обстоятельствам – законный путь восстановления справедливости должен заработать в полную силу, чтобы вернуть доверие народа к суду.

Только так можно обеспечить справедливое законное расследование выдвинутых против Алмазбека Атамбаева обвинений и законность судебных решений в отношении других бывших высокопоставленных чиновников, обвиняемых в коррупционных преступлениях. Только так можно добиться неукоснительного соблюдения закона при всех следственных действиях, прокурорских обвинениях и судебных решениях в отношении любого гражданина Кыргызстана. Конечно, это сложный процесс, требующий времени, политической воли и неусыпного гражданского контроля. Но он должен начаться сегодня, чтобы, наконец, ответить долгожданным ожиданиям, а теперь уже и требованиям общества.

Реальная судебно-правовая реформа, которая является злобой дня, может разрешить множество задач, восстановить баланс ветвей власти, укрепить единство ее ветвей и совокупную ответственность, снимет путы с развития экономики.

Алмазбеку Атамбаеву не откажешь в одном мастерстве – он умеет запускать в обществе низменные деструктивные понятия и тренды, которые возбуждают конфронтацию, непримиримость, радикализм. За эти дни Атамбаев наговорил много вещей, которые можно рассматривать как подготовку к противоправным действиям. Называя действующую власть бакиевской, он преследует лишь одну цель – возбудить межрегиональную рознь, поделить страну на своих и чужих.

Выстроив живой щит из женщин, стариков и молодых ребят, он заявляет о готовности оказывать вооруженное сопротивление любым оперативно-следственным действиям в отношении него. Это он позиционирует как оппозиционную деятельность и личную смелость, но на самом деле только обнаруживает свою политическую несостоятельность и человеческую слабость.

Не он ли твердил своим гонимым оппонентам при этих же составах следователей, прокуроров и судей, что свою невиновность нужно доказывать в суде, а не устраивать митинги и протесты? Несмотря на всю очевидность заказного ареста, Омурбек Текебаев, вернулся в Кыргызстан, чтобы отстаивать свое доброе имя и политические убеждения. На днях экс-президент Армении Роберт Кочарян уже в третий раз подвергся аресту, но несмотря на непризнание своей вины, он дважды сам добровольно явился в СИЗО после оглашения вердикта суда. Он объяснил это тем, что не хочет сталкивать лбами своих сторонников и оппонентов и рушить так трудно завоеванную стабильность. Вот ответственность политических лидеров и личностная твердость духа, несмотря на разность их убеждений, политического багажа и специфики политических процессов в каждой из стран.

Последовав примеру этих политиков, Алмазбек Атамбаев снискал бы себе сочувствие и хоть немного уважения в обществе. Тогда общество утроило бы гражданский контроль за законностью расследования.

Становление нашего молодого государства оказалось непростым, турбулентным, наш выбор – парламентаризм – дается нам нелегко. Наши друзья, партнеры в бизнесе, соседи, политические аналитики, и конечно наши соотечественники за рубежом, все кто переживает и оценивает наше развитие со стороны, застыли в шоке и недоумении: в КР грядет третья революция?! Все наблюдают как поведет себя древний народ, но молодая нация с опытом двух прошедших революций. Сколь коротка ее память? Умеет ли она извлекать уроки из прошлого?

Несмотря на искусственное нагнетание тревоги в обществе, верю, Атамбаеву не удастся расколоть народ, привести к дестабилизации ситуации. Интересы государства и народа должны быть выше личных амбиций и эмоций. Народ сегодня требует стабильности и не будет поддерживать никаких авантюр.

Отунбаева Роза Исаковна
экс-президент Кыргызской Республики 

© Новые лица, 2014–2024
12+
О журнале Контакты Рекламодателям Соглашения и правила Правообладателям