Дунганская свадьба в селе Ырдык

14:36, 4 Июля 2016

Село Ырдык находится в восточной части Кыргызстана. Поселение было основано дунганами (хуэйцзу) после переселения из Китая в 1877 году. Сейчас это многонациональное село, где мирно живут представители десяти народностей. Много интернациональных браков. Но основная часть – дунгане. Они придерживаются многих обычаев и традиций, которые соблюдали их предки полтора века назад.

Свадьба – один из основных традиционных обрядов любого народа. В Ырдыке свадьбе предшествует сватовство. Родители парня приглашают специального человека для сватовства, его называют мижын, переводится это слово «соединяющий людей». Мижын идет в дом невесты рано утром. И идет не с пустыми руками, а с подарком. В подарок входят пачка чая, курага, орехи. И все это обязательно должно быть завернуто в красную материю. У кого есть дочь на выданье, увидев человека с такой котомкой (мижын бобозы), сразу понимает, с чем тот пришел.

С первого визита ответ не дается. Подарок оставляют и просят зайти дня через три. За это время наводят справки о женихе и его родственниках, советуются с родственниками, начиная со старших в роду. Обязательно спросят мнение родственников матери девушки. И, естественно, спрашивают дочь. Сегодня это носит чисто формальный характер, молодые уже в курсе происходящего. Но право вето у родителей сохраняется. Во второй визит «посредника» назначают время для следующей встречи или дают решительный отказ, и красная котомка (мижын бобозы) возвращается. Если же назначают время для третьей встречи, все понимают, что все идет как надо. В третий визит посреднику готовят угощение, здесь же присутствуют родственники, в основном дяди и тети девушки. Они назначают своего мижын, в напарники к основному. В дальнейшем они будут действовать только вместе.

Свадьбе предшествует процедура «дунгун», или «да-ю-гуо», еще это называют чин дунжя.

То есть семьи вступающих в брак приглашают родственников, которые будут помогать в приготовлении многочисленных блюд. Распределяются обязанности на все ближайшие дни, и начинается работа. Кто готовит джы момо – хлеб на пару, кто югуозы и т.д. Для угощения многочисленной команды помогающих и проведывающих обычно готовится лагман.

Раньше в эти дни отдельно приглашали старейшин. Это была отдельная чайная церемония. Их угощали, просили благословения и заранее извинялись за то, что вдруг, не нарочно, в день свадьбы не уделят им должного внимания. Сейчас эта церемония совмещена с процедурой чын дун джя.

 

За сутки до свадьбы забивается скот, обычно это корова или бык. Все мясо снимают с костей и пропускают через мясорубку. На длинных столах устанавливалось с десяток ручных мясорубок, и молодежь начинала работу. 15 – 20 человек за несколько часов превращали все мясо в фарш. Сейчас 2 – 3 человека с помощью мощной электромясорубки делают эту работу за пару часов. Но, упростив работу, мы в то же время потеряли что-то очень важное. Ведь чтобы процесс перекручивания мяса не был таким нудным, молодежь устраивала различные конкурсы и состязания: кто нарежет более длинную полоску мяса, кто быстрее крутит мясорубку и так далее. Это был один из самых веселых моментов подготовительных работ. Теперь все меняется, но что поделать – время берет свое. После того, как все мясо переработано в фарш, его перемешивают и добавляют специи. У уважающего себя повара свой набор специй, хранящихся обязательно в холщовых мешочках или в стеклянной таре. Это ответственный момент, ведь щи - самое главное блюдо на торжестве. И от умения шеф-повара здесь зависит все.

 

Пока одни заняты мясом, другая часть молодых парней едет мыть внутренности коровы, а «подсобные работники» собирают у родственников столы, стулья, скамейки и все это свозят к дому жениха или невесты.

 

Той начинается рано утром. Традиционная свадьба (той) проходит в двух домах, т.е. родители жениха проводят торжество у себя, а родители невесты – у себя. У каждого свой круг общения, свой уровень (в том числе и в денежном выражении) взаимоотношений с кем-то. Хотя в селе Ырдык он обычно совпадает на 90%.

Хозяева дома, их ближайшие родственники, которые старше хозяина, встречают гостей у ворот, провожают к столам с угощениями. Подарки хозяевам не вручают. Им некогда, они встречают гостей, принимают поздравления. Все подарки принимает и записывает кассир. Он важно сидит за столом, покрытым красной скатертью. На столе стоит поднос со сладостями и чаем, рядом – тетрадь для записей и саквояж, куда складываются деньги. Раньше приносили и отрезы тканей длиной 3 или 5 метров. 4 метра никогда не приносили, так как слово «четыре» созвучно со словом «смерть» и еще с одним нехорошим словом. По этой же причине никогда не дарят 400 или 4000 сомов. Ведь сейчас почти все приносят наличные. Канули в прошлое «переходящие» отрезы материи.

Еще одна ключевая фигура на тое - дву дун, что означает распорядитель действий, он распоряжается, когда и куда сажать гостей, когда подавать щи.

 На свадьбе мужчины и женщины сидят отдельно, за столом строго по 8 человек. У мужчин, правда, позволительно сесть вшестером или всемером. Мужчин обслуживают мужчины, чаще молодые парни. Женщин обслуживают молодые замужние женщины. Сначала разливают чай, ставят югозы-джынмомо – жареные в масле булочки. Затем подается щи. Восемь больших пиал с восемью видами мясных тефтелей, котлет и просто мяса. В каждой пиале по 8 штук этих самых тефтелей ванзы. Их 4 вида: ванзы в шубе, цветной (хуаванзы), черный (хиванзы) и снежный (щуэхуо ванзы).

Посередине в маленькой пиале находится особое блюдо из требухи. Сегодняшнее ее название – генерал. Старейший за столом начинает трапезу. Затем все по очереди начинают прием пищи. Идти следует против часовой стрелки, так и земля крутится вокруг своей оси, и таваф вокруг Каабы совершается против часовой стрелки. В пиале (подводе) под восемью порциями мяса находится своеобразный наполнитель, ван-дян или ди-дян. Он готовится из требухи и редьки и является важной составляющей щи. Обязательно подается ган-фан – рис, приготовленный на пару. Хозяин, его братья и дяди подходят к каждому столу и призывают, не спеша, отведать угощения.

 

Часов в 11 утра делегация от дома жениха едет в дом невесты. Но перед этим в дом жениха в сопровождении мижын приезжает мальчик, обычно младший брат невесты. Он привозит с собой молоток, гвозди и шторы. В его обязанности входит осмотр комнаты для невесты. Убедившись, что комната готова для приема его сестры, он прибивает шторы над дверью комнаты для новобрачных. Только после этого жених со своей делегацией может выезжать за невестой. Там, в доме невесты, проводят обряд исламского бракосочетания (никах, нике). В некоторых других местностях этот обряд проводят в доме жениха. Бывает, что молодые из разных мест, и согласование места проведения данного обряда идет на повышенных тонах. Тут опять многое зависит от дипломатических способностей мижын. Проведение обряда никах в доме невесты в старину подтверждало добровольность бракосочетания со стороны родителей невесты. Выходили молодые женатыми людьми. И, начиная с порога этого дома, за всю дальнейшую жизнь отвечал муж.

По легенде, и это подтверждают ученые, нация хуэйцзу (дунган) зародилась так. Воины-арабы охраняли императора Поднебесной – так же, как швейцарцы охраняли французского короля или Папу Римского. Арабы вместе с тюрками и персами были важными участниками торговли на Шелковом пути. Чтобы они не ушли по домам, император издал указ, которым разрешил им брать себе в жены китаянок. Простым гражданам Китая это, естественно, не нравилось. И вот араб-жених с друзьями, уводя к себе китаянку, покрывал ее голову платком, чтобы родственники, увидев свою дочь, сестру, не отбили ее. И, наверное, чтобы она не запомнила дорогу домой. Ну и чтобы не сглазили. Так или иначе, обычай покрывать голову невесты на пути от ее дома до дома жениха остался. По этой же причине (нежелания отдавать дочь или сестру за чужестранца) долго сохранялся обычай бить жениха. Ырдыкчане, живя в одном селе и будучи с детства знакомы и имея свои «счеты», иногда переигрывали и били не на шутку. Сейчас этот обычай изжил себя.

После того как свадебный кортеж уезжал, той в доме невесты сходил на нет. Родственники провожали невесту со слезами. Но самые искренние и обильные они у родителей. Какая у нее будет судьба, как сложится жизнь? И неважно, сколько дочерей у родителей, все они одинаково дороги, и за каждую старики переживают. В старину родителям невесты желали, чтобы ее замужняя дочь приходила в отчий дом со слезами, а уходила с радостью. Но никак не наоборот. Пусть приходит со слезами радости, от тоски по родителям, братьям-сестрам, а уходит с радостью к себе домой. Невесту едут сопровождать провожающие из числа тетушек, сестер, дяди и братья. Родители в этот день к новому дому невесты не едут.

А в доме жениха с приходом невесты торжество вспыхивает с новой силой. Если в доме невесты и корову съели, и девушку с приданым забрали, то здесь «только мясо съели», а в остальном прибыло. Живя больше века в Кыргызстане, дунгане сохранили язык, обычаи и кухню. Но владение иероглифами, грамоту потеряли. Ведь изучение письменности, особенно китайской, требует академического подхода. Обычай же разукрашивать лица родственников жениха остался – чтобы знать, у кого торжество, кто насколько близок к жениху. Разукрашивают только родичей со стороны отца жениха и только тех, кто старше него. Разрисовывали лица красной, иногда и черной краской. Разрисовывали, как индейцев, нумеровали по старшинству, рисовали денежные знаки. Теперь же много наших молодых людей училось и учится в Китае, и они уже знают, что писать на лицах. Обычно выводят иероглиф «двойное счастье».

Заканчивается свадьба так же, как и начинается – угощением дун-жя, т.е. теперь уже хозяева благодарят всех, кто помогал им все эти дни.

Дунганская свадьба отличается от свадеб других народов своей структурой по времени. Если у других за один день забивается скот, готовятся угощения, и потом целую неделю «гудят», то у дунган наоборот. Несколько дней жарят-парят-варят и пекут. За сутки до тоя забивается скот и готовят щи. А само торжество в 6-7 утра начинается и к полудню уже заканчивается. Кто не успел, тот, как говорится, опоздал. После 12 часов никто уже и не пойдет на той. Есть такое выражение: «После полудня идти – только посуду мыть».

На следующее утро праздник продолжается, обязательное блюдо – манты дзын-небозы – «манты к открытию глаз». Примерно так можно перевести это красивое поэтичное словосочетание. Жених и невеста отдельно выходят из своей комнаты. Жених ритуально приветствует своих родителей, всех старших родственников. Невеста в сопровождении своей новой родственницы, обязательно замужней, идет знакомиться с новой родней. Их сопровождает еще одна женщина с подносом для денег. У тюркоязычных народов это называется «келин салам». Раньше той также проводился на следующее утро. Сейчас это чаще проходит на свадебном вечере.

 

Жених с дружкой тем временем идет в дом невесты. Там они приветствуют новых родственников. Здесь их тоже угощают мантами. Затем он получает список лиц, которых ему следует сегодня пригласить к себе домой. Это ближайшие родственники его жены. Пригласив их, жених едет домой, готовиться к встрече сватов. Сторона жениха обязана предоставить им транспорт, т.е. обеспечить проезд к своему дому и обратно. Приехав в дом жениха, обе стороны выстраиваются в две шеренги лицом к лицу. Иногда шеренги по количеству примерно равны. Иногда за одной из сторон видно явное преимущество. Но это никак не влияет на ситуацию. Немало и таких, которые одинаково близки к обеим сторонам. Вот их-то в этот момент и стараются перетянуть на свою сторону обе команды. Но лучше пойти к команде невесты. Сегодня их угощают, их ублажают. Выстроившись, они говорят друг другу приветствия, «селям», поздравляют друг друга с состоявшейся свадьбой, «гунщи». После приветствия всех зовут к столу. Садятся так же, как и накануне, в день свадьбы. За каждым столом по 8 человек. Но перед щи подается еще и лагман с особым соусом, тон жямян, чтобы супружеская жизнь была счастливой и долгой.

Сторона невесты в этот день в фаворе. Им стараются угодить, исполнить все пожелания, иначе они могут забрать свою дочь назад. Может, когда-то такое и было. На практике такого не видел и не слышал. Но традиция «наезжать» на новых родственников осталась. Все, конечно, шутя, понарошку. Ведь и повеселиться хочется, и переиграть боязно. По этой же причине еще одним правом нен-жя, родственники со стороны невесты, кудалар, никогда не пользуются. Это право опрокинуть стол, если что-то не понравилось. Сейчас никто этого не делает, все понимают, что сегодня хозяева исполнят все и промолчат, но «дивиденды» потом достанутся их дочери. Да и культура сегодня у людей повыше.

После того как подали щи, невеста подходит к своим родичам и уже в качестве молодой хозяйки приглашает приступить к угощениям. Все внимательно всматриваются в лицо дочери: как она, как началась семейная жизнь? Она же старается ничем не выдавать свои эмоции. Слишком грустное выражение – будет груз на душе родителей. Быть же слишком веселой неприлично. На этом церемония чин-не-жя (куда чыкырыш) заканчивается. Если молодежь захочет провести свадебный вечер дома, то все готовятся к нему. Если нет, то столы, стулья, скамейки возвращаются к своим владельцам. Праздник окончен, наступают будни. Дай Бог, чтобы у всех молодоженов они были счастливыми!

 Анвар Наншанло

  

© Новые лица, 2014–2024
12+
О журнале Контакты Рекламодателям Соглашения и правила Правообладателям