Климат и кризисы – ключевые темы “Бир Дуйно”-2022

13:02, 12 Ноября 2022

“Эти полторы недели каждые пять, десять минут звучали сирены и мы всё время сидели в коридоре”... “Я вязала рюкзак, и положила туда одну белочку и одну собаку”... “Это был переполненный поезд, мы с одним мальчиком по очеррди сидели, потому что мест не было”... “Когда мы выехали из Ирпеня, оказалось что мост разбомбили”...

Это рассказы детей из нового документального анимационного фильма «Мы уехали. Голоса украинских детей». Фильм Антидискриминационного центра «Мемориал» открывает XVI кинофестиваль «Бир Дуйно-2022». Фильм основан на проведенных психологами интервью с украинскими детьми, вынужденными из-за войны уехать в страны ЕС. Дети рассказывают о том, как они пережили известие о начале войны, обстрелы, эвакуацию под бомбежками, разлуку с близкими; они говорят о своей боли, о надеждах и мечтах.

О фестивале

Долгожданный, ежегодный международный кинофестиваль документального кино о правах человека “Бир Дуйно” стартует в Бишкеке 14 ноября. По решению организационного комитета, XVI кинофестиваль «Бир Дуйно-2022» будет посвящен теме: "Климат и кризисы: ситуация с фундаментальными правами граждан, альтернативы для ЦУР".

В программе конкурса 22 документальных кинофильмов из Украины, Чехии, Франции, Словакии, Германии, Казахстана, Кыгрызстана и других стран. В фильмах поднимаются самые важные и всегда чувствительные темы, волнующие современное человечество, которые рассматриваются авторами через призму изменения климата и влияния кризисов: от широкомасштабных войн до борьбы с коронавирусом, от гендерного неравенства и дискриминации до доступа к чистой окружающей среде и здоровью, а также фундаментальные права человека на достойные условия труда и жизни.

Директор кинофестиваля “Бир Дуйно”, Толекан Исмаилова, отметила: «Ключевая тема - права человека в период кризисов и бедствий, потому что именно в такой период испытаний важно находить стратегии альтернатив для  продвижения Целей Устойчивого развития, это возможно только при условии соблюдения прав и свобод человека и равного участия граждан в процессе принятия решений на всех уровнях власти».

Ежедневные показы конкурсных кинолент пройдут с 15 по 18 ноября, с 10.30 до 18.30 в кинотеатре “Бродвей”, который находится в торговом центре “Азия Молл”. После каждого фильма будет уникальная возможность поговорить с режиссерами и героями фильмов. Вход бесплатный.

О фильмах

В первый день кинофестиваля, 15 ноября, будут показаны следующие фильмы:

«Девочки, космос, равенство», 13 мин., 2022, Реж. Чистяков Е., Продюссер  Айзада Бекбалаева, КЫРГЫЗСТАН

Кызжибек Батырканова — директор в программе спутникостроения. Это первая программа, которая готовит к запуску наноспутник от Кыргызстана, и в ее команде одни девочки.

Ранее Кызжибек состояла в абьюзивных отношениях, в которых были преследования и угрозы принудительного вступления в брак. Ей до сих пор тяжело об этом рассказывать, но она хочет об этом говорить, чтобы на своем примере транслировать феминизм и противостоять абьюзивным отношениям. Помогли ей в трудный период друзья и космическая программа по строительству наноспутника.

«У нас фанатов будет много», 25 мин., Айкокул Ибраева 2021, КЫРГЫЗСТАН

Фильм рассказывает о единственной женской хоккейной команде “Шапак”. На бывших картофельных полях в селе Отрадное девочки играют в хоккей, а затем на лед выходят играть против мужских команд. Под руководством тренера, которым движет любовь к людям и стремление изменить общество к лучшему, девочки сразятся в товарищеском матче с “Нарынскими ястребами”.

«Мама, 17 мин, 2022, реж. Айдана Асан кызы, КЫРГЫЗСТАН

Героиня фильма 46-летняя Асель работает медсестрой в детской больнице, любит свою профессию и работает день и ночь, несмотря на небольшую зарплату. После работы она проводит время дома со своими восемью детьми. Кроме того, она помогает своим соседям в качестве медсестры. Герой фильма – человек, любящий свою профессию и имеющий сердце, полное сострадания, несмотря на жизненные трудности.

“Шелковые струны”, 76 мин., 2022, реж. Татьяна Мюльбайер, ЭСТОНИЯ

Молодая музыкант Машу Комазаки из Токио ищет новое применение своим музыкальным способностям, путешествуя по Узбекистану в качестве волонтера, не имея никакого представления о стране до до поездки. Машу полностью влюбляется в местную народную музыку и национальный инструмент "дутар".

Старый мастер Токстамурод готов изготовить новый инструмент специально для нее, но Машу должна привезти ему шелковые струны из Японии, которые придадут новый голос ее собственному дутару.

#BishkekSmog, 27 мин, Реж. Искендер Алиев, Бермет Борубаева, Андрей Ткач, КЫРГЫЗСТАН

#БишкекСмог - это отражение состояния государства и процессов в регионе, когда бедность и коррупция оборачиваются экологической катастрофой.

Каковы причины смога? Вечный спор - кто больше загрязняет воздух? ТЭЦ, автомобили, новостройки, застройка - это конкретные загрязнители, но пока госорганы перекидывают ответственность друг на друга, люди дышат опасным воздухом, подвергая риску себя и своих детей.

Загрязнение воздуха и воды, вызванное быстрым ростом и нерегулируемой добычей полезных ископаемых, также угрожает здоровью населения. Но новое поколение молодых гражданских активистов говорят, что городу пора привести себя в порядок и борются за лучшее будущее.

Авторы фильма уверены, что вопрос смога носит комплексный характер. Его рассматривают с разных ракурсов, встречаясь и беседуя с экспертами, врачами, активистами и жителями города

МЫ ДОЛЖНЫ ВЫЖИТЬ: Фукусима!,13 минут, 2022, Томаш Крупа, Словакия

Десять лет назад в марте 2011 года, пострадав от землетрясения и цунами, три реактора вышли из строя на атомной электростанции в Фукусиме, Япония. Всех в радиусе 20 километров от станции эвакуировали, но Наото Мацумура решил остаться - единственный человек из 80 000. Сейчас он по-прежнему живет без каких-либо симптомов радиации, заботясь о брошенных животных в районе, который правительство Японии планомерно очищает и готовит к новой жизни. Но вопрос в том, как быть с миром, который балансирует на грани климатической катастрофы.

Короткометражный фильм из Фукусимы - это первая и автономная глава документального проекта WE HAVE TO SURVIVE (сокращенно WHTS), посвященного глобальному изменению климата.

“На дне”, 23 мин., 2022, реж. Тамара Кубаева, КЫРГЫЗСТАН

Каждый год группа драйверов-волонтеров организует несколько экспедиций для сбора мусора на дне озера Иссык-Куль. По нескольку раз в год на протяжении последних нескольких лет они опускаются на дно Иссык-Куля, чтобы очистить его от мусора после отдыхающих и местных жителей. И каждый год очищают озеро от массы пластика, стекла, от браконьерских сетей и т.д. И, как говорят волонтеры, мусора и сетей, к сожалению, меньше не становится – только больше…В фильме можно увидеть один день из жизни дайверов, интервью с ними – и печальные виды огромного количества самых разных отходов на дне озера.

Небесная лошадь», 27 мин, 2021, реж. Айбек Байымбетов, КЫРГЫЗСТАН

Кыргызская аборигенная лошадь существует на протяжении несколько тысячелетий и прошла суровый эволюционный отбор максимально приспосабливаясь к местным природно-климатическим условиям высокогорного региона в Центральной Азии. Кыргызская лошадь имеет большую ценность не только в плане культуры и хозяйственного назначения но и прежде всего она имеет большой экологический эффект на улучшение пастбищ.

Программа на 16 ноября:

Мара, 60 мин., реж. Саша Кулак, 2022, ФРАНЦИЯ, ВЕЛИКОБРИТАНИЯ

Документальный фильм запечатлел меняющиеся эмоции обычных людей после выборов 2020 года в Беларуси. Повествование приглашает зрителя присоединиться к Маре, наблюдающей за разворачивающейся историей; преследуемая сценами на улице, она находится между столкновением с реальностью и бегством в свои мечты. Это эссе о коммунальном кошмаре, кошмаре, который связал воедино целую нацию.

"Этот дождь никогда не прекратится", 103 мин., реж. Алина Горлова, УКРАИНА

Двадцатилетний Андрей Сулейман покинул одну зону боевых действий, чтобы оказаться в центре другой. Будучи подростком, он бежал из Сирии вместе со своей семьей и нашел убежище в родной Украине, где живет его мать. Его семья перемещается через границы - брат в Германии, дядя в Ираке - и сейчас он работает волонтером в Красном Кресте. Но мечты Андрея о спокойной жизни кажутся недостижимыми в мире, где толчки конфликтов так же обычны, как дождь.

Последний фильм режиссера Алины Горловой снят в поразительной черно-белой гамме удостоенным награды оператором Вячеславом Цветковым, что подчеркивает темы горя, утраты и разобщенности, и представляет собой произведение одновременно удивительной красоты и изобретательной формы, которое противостоит далеко идущим разрушениям, вызванным каждой пулей и бомбой. Перемежая повествовательные отрывки с иногда эллиптическими, но, тем не менее, затрагивающими образами, "Этот дождь никогда не прекратится" представляет собой сложное видение зон военных действий, как универсальных, так и очень личных, и шрамов, которые они оставляют на людях, попавших под перекрестный огонь.

"Поглощающий... Смелая и бескомпромиссно художественная попытка очертить контуры гораздо большей, возможно, общевидовой душевной болезни: психологического и философского вытеснения, которое война поднимает на поверхность". - Variety"

Базар, 16 мин., реж. Томирис Орозоева, КЫРГЫЗСТАН

В мегаполисе железных контейнеров можно найти любой товар или услугу. Самый большой рынок в Центральной Азии, Дордой, является местом работы более 150 тысяч человек. Они торгуют, едят, молятся и живут здесь. Документируя фрагменты обитателей в фильме создается портрет главного героя - дордоя. Это позволяет зрителям, не знакомым с атмосферой базара, окунуться в нее. В то же время базар служит метафорой для более широкого кыргызского общества.

Аламан, 15 мин., реж.  Ильгиз-Шернияз, Соронбек Тургунмаматов, КЫРГЫЗСТАН

У древних кочевников есть игра под названием Аламан. Она очень схожа с игрой «Кок-бору” - «козлодрание», и такая же древняя, конная-спортивная игра. Целью игры “Аламан” является овладение тушей отбором её у толпы соперников и бросить ее перед “хозяином”, то есть перед организаторами игры. Сотни, а иногда и тысячи всадников соревнуются за приз. Обычно, игру устраивают для того, чтобы получить благословение перед важными событиями.

"Место под названием Вахала", 55 мин., 2021 г., Юрген Эллингхаус, ФРАНЦИЯ, ГЕРМАНИЯ

Каждый год 11 ноября на военном кладбище-мемориале Вахала/Чра в Того (Западная Африка) проводится церемония в память о Первой мировой войне и африканских колониальных солдат, погибших здесь в августе 1914 года. Но история Вахалы и его название указывают на другое болезненное прошлое. В 1903 году немецкая колониальная администрация создала исправительное поселение- у реки Чра, где люди, считавшиеся препятствием для колониального порядка, были обязаны жить. Вахала / Чра: место, где голос древних перекликается с картинами сегодняшнего дня.

Программа фильмов на 17 ноября:

“Айдар в Своей Вселенной”, 26 мин, 2022, реж., Алина Байтокова, КЫРГЫЗСТАН

Документальный фильм открывает дверь в мир Айдара, 19-летнего парня с синдромом Дауна, в повседневной жизни, завтрак с папой, работа с понедельника по пятницу, выходной. Если у него есть свободные дни, плавание и баскетбол. Мы, живем каждый в своей обычной жизнью, и  как  нам следует принимать таких людей, как Айдар?

Zinder, 83 мин., 2021, реж. Aïcha Macky, ФРАНЦИЯ

В городе Зиндер в Нигер, в бедном районе Кара-Кара, который раньше был районом прокаженных, царит культура бандитского насилия. Группа молодых людей пытается освободиться от этого насилия, некоторые из них пытаются создать семью и устроить свою жизнь, а не оказаться в тюрьме. Айча Маки, уроженка Зиндера, снимает их повседневную жизнь, разделенную между их бандами и семьями. Мы узнаем, как они умело справляются с жизненными трудностями, и видим их стремление вырваться из круга насилия, который сформировал их личности.

“Огонь в душе”, 15 мин.,2022,  реж. Аселя Кушбакова, КЫРГЫЗСТАН

Взгляд на мир подростка на свободе, после 4 х лет проведенных в исправительном учреждении для несовершеннолетних. Детство, проходящее за решеткой, раскрывает психологию, душу подростков. Основная проблема в фильме: он сравнивает жизнь на свободе и образ жизни в тюрьме. Как в ИК учитываются таланты, интересы, цели детей в учебном заведении и как они реализуются? Хватит ли со временем силы воли, чтобы различать черное и белое и бороться за свое будущее? Это основная проблема.

“Борьба” , 12 мин, реж. Азамат Убраимов, КЫРГЫЗСТАН

Дастану, который в юности потерял зрение из-за падения, сейчас 21 год. Сейчас он работает журналистом, студент 2 курса Кыргызского национального университета им. Жусупа Баласагына, Дастан также активно занимается профессиональным триатлоном и является победителем.

Жажда жизни” , 19 мин., 2022, реж. Мухаммет Али Гувен, Молдосейит Мамбетакунов, КЫРГЫЗСТАН

Любовь - самое сильное и прекрасное чувство в жизни. Любовь спасает мир каждый день. А самые сильные люди - это те, кто умеет любить и принимать любовь. Фильм рассказывает о жизни бабушек и дедушек, которые приложили все усилия, чтобы их внук с ограниченными возможностями мог интегрироваться в общество и жить достойно.

“Счастье”, 22 мин., 2022, Рубен Казарян, КАЗАХСТАН

«Живет женщина, которая с детства мечтала родить здоровых детей и быть им хорошей мамой. Хорошей мамой у нее стать получилось. И сыновей она родила. Но младший родился с диагнозом «ДЦП». Так что жизнь у нее получилась: и мечту исполнила и испытание от судьбы, от Бога... Вся жизнь теперь ее посвящена сыну с ДЦП – Георгию-Жоре.

Старший сын по возможности помогает маме. Младший Жора беспокоится, что стал обузой семье и старается научиться самообеспечению... Но для мамы важно помочь своему сыну Жоре. Важна ее улыбка. И для нее это счастье и исполнение ее мечты...»

Отделение интенсивной терапии, 72 мин, 2021, реж. Адела Комржи, Чехия

Доктора Ондржей и Катержина в своей работе часто сталкиваются с неосязаемым.

В этом полнометражном документальном фильме пионеры чешской больничной паллиативной медицины обсуждают темы, которые, по сути, исчезли из нашей жизни. На фоне роботизированной медицины и обожествленных белых халатов, сосредоточенных на самой болезни, человек вновь оказывается в центре их внимания. В доверительной беседе врачи и их пациенты ищут ответы на вопрос, который, к сожалению, забыт в больницах, где жизнь заканчивается для 60-70% чешского общества: "Как качественно жить с болезнью?".

В течение трех лет директор Адела Комржи документировала работу отделения паллиативной помощи в Главной университетской больнице на Карловой площади в Праге. Это был пилотный проект, который должен был послужить примером для других больниц. Команда экспертов помогает пациентам находить решения и принимать решения, которые могут быть полезны для них в эпоху, предлагающую бесконечные возможности для искусственного продления жизни. Ведь жизнь - это не только бьющееся сердце и расширяющиеся легкие...

Специальная программа на 18 ноября (закрытие фестиваля)

«21*3», 20 мин, реж. Marina Saifidin kyzy, КЫРГЫЗСТАН

8-летний солнечный Алихан мечтает стать актером и принимает участие в спектакле творческого вечера вместе с друзьями из ресурсного центра для детей с синдромом Дауна "Сантерра". Но страх сцены, из-за которого он впадает в ступор, ставит под угрозу первое ожидаемое выступление группы.

Светлый оттенок, 11 мин, реж. Жанышова Анипа, КЫРГЫЗСТАН

Главные герой-это ребёнок живущий каждый день как последний.Он живет в тесной палате и проводит свои важные моменты жизни,и старается разукрасить свои дни яркими красками, не смотря на свою тяжёлую судьбу, которая может лишить его в любой момент.

A Tsousand cuts, 96 мин., реж. Рамона Диаз, ФИЛИППИНЫ

Портрет независимого филиппинского новостного сайта Rappler и его отважной основательницы, журналистки Марии Рессы. И показывает, как популистское правительство президента Родриго Дутерте использует сочетание резких высказываний, лжи, угнетения и зрелищ, чтобы заставить замолчать правду. Мария Ресса была удостоена Нобелевской премии мира 2021 года "за их усилия по защите свободы слова, которая является необходимым условием демократии и прочного мира".

Товарищи по мечте, 96 мин, реж. Ульрих Гаульке, ГЕРМАНИЯ

Этот восхитительный фильм переносит нас в четыре очень необычных места, где кинопрокатчики посвящают свою жизнь разработке программ и празднованию кино в доцифровом, звездочном подходе. Холостяк Ануп Джагдейл и его команда устанавливают передвижные кинопалатки в сельской Индии. Распрощавшийся с товарищами Хан Йонг Сил работает киномехаником в Северной Корее. Добродушные Лассан Бадьель, Люк Каборе и Закария Гнегне управляют кинотеатром под открытым небом в Буркина-Фасо. А Пенни Теффертиллер в сельской местности штата Вайоминг показывает фильмы и создает общину в "Флик", кинотеатре, который для большинства прохожих выглядит как ее церковь. Все они - идеалисты, разделяющие страсть к объединению любителей кино, но им также необходимо зарабатывать на жизнь. Это нежное исследование характера, наполненное красноречивыми деталями и масштабной кинематографической красотой.

После показа фильма состоится дискуссия с Ули Гальке, автором и режиссером документальных фильмов, отмеченных наградами. Ули Гальке является членом Немецкой киноакадемии и членом жюри многих классических фестивалей по всему миру.

С 2018 года Ули Гальке преподает в качестве профессора по производству документальных фильмов в Гонконгском университете".

О лабораториях

Ещё одна ключевая тема фестиваля - гендерное равенство.

Нынешний фестиваль продолжит традицию проведения мастер-классов и лабораторий. В лаборатории посвященной гендерной теме будет разработана новая стратегия и план действий в кризисной ситуации.

Формат фестиваля “Бир Дуйно -2022» - это обмен лучшими практиками в преодолении различных кризисов. И о своем опыте расскажут международные партнеры фестиваля и эксперты. К примеру, гостями фестиваля и членами жюри будут Уранцуж Гомбосурен, микробиолог и правозащитница из Монголии, Педро Гарсия Аренас, политолог и активист в области прав человека из Колумбии, Андреас Роксен - шведский журналист, режиссер и продюсер, Ксения Шиманская, правозащитница из Украины и другие.

В рамках фестиваля приглашенные эксперты проведут мастер-классы и расскажут о климатической безопасности, о важности вовлечения местных граждан в процессы принятия решений на всех уровнях, работе правозащитников во время кризисов и бедствий, борьбе с безнаказанностью, правах детей и борьбе с буллингом.

Для режиссеров-документалистов профессиональный мастер-класс проведет Ульрих Гаульке, режиссер из Германии, представляющий современный немецкий кинематограф. В рамках специальной программы Ульрих Гаульке представит свой документальный фильм «COMRADES IN DREAMS» (Товарищи по мечте), и у зрителей будет уникальная возможность задать вопросы и обсудить этот фильм с режиссером.

Кинофестиваль “Бир Дуйно” проводится cовместно с сетями солидарности WLP (Women Learning Partnership), FIDH (International Federation for Human Rights), CSP (The Civic Solidarity Platform), Forum-Asia, BICE (International Catholic Child Bureau), Мониторинговой миссией по трудовым правам в Центральной Азии, а также при поддержке местных активистов и активисток из регионов КР и замечательной командой волонтеров фестиваля.

Солидарность, Диалоги и площадки Плюрализма с инновационным форматом «Права человека через искусство», «Human Rights through Art» объединят всех на фестивале.

 
© Новые лица, 2014–2024
12+
О журнале Контакты Рекламодателям Соглашения и правила Правообладателям