Немеркнущая красота русской живописи

11:13, 15 Марта 2019

Вы помните свои школьные сочинения по картинам художников? Помните одну из самых популярных работ русского художника В. Поленова - пейзаж "Золотая осень"? А другие работы русских живописцев? Если позабыли, есть прекрасная возможность вновь увидеть немеркнущую красоту и отправиться в путешествие под названием "Русское искусство XVIII-XIX вв.". В этом путешествии вы увидите подлинник картины Поленова (и не только этого художника) в одном из залов музея изобразительных искусств им. Г. Айтиева, рассмотрите тот самый изгиб реки и проникнитесь красотой, прогулявшись по берегу Оки.

С особым волнением я переступаю порог знакомого зала музея изобразительных искусств, в котором открыта выставка. Экспозиция из музейных фондов говорит о том, что такие выставки не часты у нас, и любой выход в свет из запасников является для любителей и знатоков искусства действительно событием. Есть и другие причины, почему эту выставку важно увидеть. Многое, что было знакомо по книгам, альбомам, школьным учебникам, открывается в своей первозданной подлинности и красоте. Подлинное искусство не меркнет, не умирает, особенно если оно рождено страстным и трепетным отношением к миру. Умирает и забывается все, что запутывается в холодных и мертвящих, бездушных копиях. А живые краски русской живописи победно здравствуют уже два столетия. 

На фото: В. Верещагин, "Озеро Иссык-куль", 1869-1870г.

Гапар Айтиев: Старшее и среднее поколение кыргызских художников – все мы прошли русскую школу живописи, получили от своих учителей эстафету передвижников. Например, С. Акылбеков и я учились в Москве, в художественном училище, у А. Петровичева, старого мастера, состоявшего в Товариществе передвижных выставок. Мы учились живописи у русских передвижников. Все мы испытали их благотворное влияние. До сих пор живо завещание передвижников: хочешь счастья в творчестве – живи жизнью общества, кровными интересами своего народа.

(«Передвижникам  - сто лет», газета «Советская Киргизия», 1971 г.).

Другая причина, по которой важно сходить на выставку, состоит в том, что именно с произведений русских художников пошло развитие коллекции музея. Начало формирования коллекции было положено в 1934 году. В следующем, 1935 году, во Фрунзе появилась государственная картинная галерея, которая позже, в 1944 году, была переименована в Киргизский государственный музей изобразительных искусств (сегодня Кыргызский национальный музей изобразительных искусств им. Г. Айтиева).

В формировании коллекции и открытии музея большая заслуга Семена Афанасьевича Чуйкова. Весной 1934 года Оргкомитет Союза художников республики во главе с С. Чуйковым обратился к заведующему музейным отделом Наркомпроса РСФСР Феликсу Кону с просьбой выделить картины из фонда московских музеев. В августе 1934 года С. Чуйковым из Государственной Третьяковской галереи и из фонда Наркомпроса РСФСР было получено семьдесят два оригинальных произведения русских классиков и XIX веков и работы художников советского периода. Это были произведения Д. Левицкого («Портрет неизвестного в темно-зеленом»), В. Тропинина («Гитарист», «Портрет брата художника»), И. Айвазовского («Море», «Морской пейзаж в Крыму»), А. Архипова («Лесной ручей»), В. Борисова-Мусатова («Река в летнюю ночь»), В. Васнецова («Голова мальчика»), этюды В. Верещагина, В. Поленова, В. Сурикова, И. Репина, эскиз А. Иванова «Оливковые деревья».

Несколько лет спустя, в 1941, 1945 и 1947 годах, в музей была передана значительная часть экспонатов из фондов Государственного Эрмитажа и Третьяковской галереи. В результате музей стал обладателем работ И. Репина («Женская голова. Этюд»), С. Щедрина («Итальянский пейзаж»), И. Левитана («Вечерний пейзаж»), М. Нестерова («Пейзаж. Ели»), В. Сурикова («Казак. Этюд»), а также И. Шишкина, В. Тропинина, О. Кипренского, Н. Касаткина, П. Сведомского, В. Маковского. В 1951 году в музей поступила картина «На клиросе» Л. Соломаткина, а в 1962 году редчайшая майолика «Царевна Лебедь» М. Врубеля.

На фото: И. Шишкин, "Лес". Холст, масло.

Вернемся к нашей экспозиции. XVIII век представлен на ней замечательными произведениями неизвестных мастеров («Портрет барона П. П. Шафирова», «Портрет великой княгини Екатерины Алексеевны, будущей Екатерины II», «Портрет Петра III», удивительно трогательный и нежный «Портрет Павла I подростком», «Портрет Д. Д. Резвой», выполненный в стиле «парсуны»). Рубеж XVIII-XIX веков мы можем проследить через портретный ряд таких выдающихся художников, как Д. Левицкий, О. Кипренский, В. Боровиковский, В. Тропинин. Эти и другие работы выставки отражают не только эволюцию русской классической школы живописи, но и позволяют составить представление о творчестве русских художников XVIII - XIX веков, в частности, представителей «Товарищества передвижных выставок».

Художники-передвижники внесли важный вклад в развитие русской реалистической живописи. Тема родины, природы, эстетической ценности самого обыденного непритязательного мотива, согретого искренней любовью художника-гражданина, проходит красной нитью через их полотна. Например, для И. Шишкина, уроженца Вятки, тема родины была неразрывно связана с образами суровых лесных дебрей, великанов-деревьев и непроходимого кустарника. Его пейзажи отличаются большой достоверностью, мы видим в них интерес художника к особенностям строения листьев деревьев, коры стволов. Находящийся в экспозиции пейзаж «Лесная сторожка» датирован 1892 годом. В изображении «Леса» (1898) художник прибегает к своему излюбленному приему: стремясь показать необъятность лесного пространства, мощь и красоту исполинских деревьев, он выстраивает композицию так, чтобы показать все величие русского леса. 

Творчество другого выдающегося мастера пейзажа (на этот раз морского) Ивана Айвазовского представлено в музее двумя работами, одна из которых приобрела популярность после похищения и успешного возвращения в музей. Это «Море» (1895) и «Морской пейзаж в Крыму» (1866). Полотно «Море» - типичная для художника-мариниста работа, которая прославляет суровую мощь и красоту морской стихии. Она написана в зрелый период творческой деятельности мастера, когда на смену ранним, внешне декоративным, работам приходит более глубокое и реалистически правдивое изображение жизни природы.

На фото: И. Айвазовский "Морской пейзаж в Крыму", 1866г.

По складу своего дарования Исаак Левитан был лирик, тонко чувствовавший обаяние и своеобразие русской природы и слияние с ней человека. Всю свою недолгую жизнь он писал природу. Писал постоянно и много. Он был такой блогер в живописи, как бы сказали сегодня о нем мы с вами. Он старался запомнить свои состояния и состояния природы и ничего не упустить. Как, например, не упустить распускание дерева, появление первых листьев («Ствол распускающегося дуба», 1880 г.). Левитан неутомимо писал закаты и рассветы, неприметные осенние поляны и рощицы, лесные рощи, болота, луга, березы. В его работах остро чувствуется проникновенное настроение тоски и печали. Его творчество могло стать началом пути к символизму. Но этого не произошло. В 1899 году ему выдали паспорт на право проживания в Москве. В 1900 году художник умер. Нешумный, грустный Левитан представлен на выставке двумя работами: «Вечерний пейзаж» (1860) и «Ствол распускающегося дуба» (1880).

На фото: Н. Неврев "Опричники". Холст, масло.

Впервые за многие десятилетия музей показывает все девять этюдов выдающегося русского живописца, художника-баталиста, путешественника В. Верещагина, выполненные им 1869-1870 гг. во время пребывания его в Средней Азии, в том числе и у нас. Художника современники нередко называли Туркестанским, не без основания считая его одним из самых крупных знатоков Средней Азии.

Мы коснулись только небольшой части коллекции русского искусства XVIII-XIX веков в музее изобразительных искусств. Но эта часть определяет лицо собрания в целом. Именно с этой коллекции и началась жизнь музея. 

Елена Воронина

 
© Новые лица, 2014–2024
12+
О журнале Контакты Рекламодателям Соглашения и правила Правообладателям