НЕВЫНОСИМАЯ ЛЕГКОСТЬ БЫТИЯ

09:31, 13 Ноября 2015

Умер замечательный художник, режиссер, сценарист, концептуалист Талгат Асыранкулов, внесший значительный личный вклад в развитие кыргызского кино авторского направления периода после распада СССР. 

Мне кажется, что талант Асыранкулова сопоставим с талантом Рустама Хамдамова и Сергея Параджанова. Оригинальный киноязык Хамдамова оказал сильнейшее влияние на Андрея Кончаловского и Никиту Михалкова, Параджанов – один из самых уникальных режиссеров двадцатого века.

Асыранкулов задал высочайшую эстетическую планку кыргызскому авторскому кино, ибо принимал активное участие в создании первого значительного отечественного фильма периода независимости «Селкинчек» (1993) в качестве соавтора сценария и художника-постановщика. Эта картина была снята в формате чистого кино, без использования приемов литературы – в основе была оригинальная история, а также - театра – съемки проходили на натурной площадке и все роли исполняли непрофессионалы.

Не случайно с ним хотели работать известные режиссеры (Актан Арым Кубат, Сергей Бодров-старший), ибо Талгат – художник - всегда мог найти творчески точное интеллектуальное зерно в замысле и эстетически его обосновать. Интересный факт, среди постановщиков, с которыми трудился Асыранкулов – несколько женщин-режиссеров с мировым именем: узбечка Камара Камалова, казашка Гульшад Омарова, россиянка Лариса Садилова. Знаю, что Айгуль Баканова сотрудничала с ним на постоянной основе: после успешной игровой короткометражки «Жамгыр», которая была показана на многих фестивалях в разных странах, они с Талгатом обсуждали уже полнометражный дебют Бакановой.

Любовь к осмыслению всего и вся – служила движущей силой для его энергии творчества. Знаю, что, приступая к созданию собственного дебютного фильма «Райские птицы», Талгат сначала создал концепцию, в которой обосновал свое решение стать режиссером, то есть личности, способной реагировать на происходящие в действительности события, ибо он просто захотел «взять камеру и шагнуть внутрь». Он предощутил время селфи: «Селфность» может показаться направлением».

Затем провозгласил Манифест нового кино Центральной Азии, ибо в основу замысла положил самую актуальную проблему того времени, а именно введение визового режима между Кыргызстаном и Узбекистаном и все вытекающие последствия. Слоганом готового фильма стал девиз: «Преодолевая границы, играючи», а создавался он совместно с казахскими кинематографистами.

Вообще, я постоянно замечала, что даже в самые, казалось бы, трудные моменты бытия – моих, своих, друзей - он держался достойно, не терял присутствия духа, и находил изысканные словесные формулировки, осмысливая которые ты сама невольно начинала задумываться над их эстетическим совершенством, а проблема как таковая куда-то пропадала.

Сегодня, когда Талгата нет с нами, я, прокручивая все мгновения общений с ним, вдруг осознаю, что эта казавшаяся тогда невыносимая легкость бытия была его эстетической стеной, защитой от разного рода напастей, как интеллектуального, так и физического порядка. Поэтому, перед началом каждого нового проекта, он всегда сначала создавал эстетический фундамент, который выполнял своего рода подушку безопасности.

Гульбара Толомушова

Фото Александра Федорова

Биография

 

Талгат Каримбаевич Асыранкулов родился в 1962 году в Кыргызстане.

 

В 1982 году закончил Бишкекское Художественное училище. В 1989 году закончил мастерскую Кислых и Платова художественного факультета ВГИК им. С.Герасимова в Москве.

 

Живописец, художник-постановщик, режиссер, член Союза художников и  Союза кинематографистов Кыргызской Республики.

 

1994 - 1996гг. работал художником-постановщиком на ТРК «Ордо».

1996 - 2001гг. – был директором Независимого Бишкекского телевидения.

2001 - 2015гг. – свободный художник.

 

Работал художником-постановщиком на фильмах:

 

«Где твой дом, улитка?» (1992, реж.Актан Абдыкалыков)

«Селкинчек» (1993, реж. Актан Абдыкалыков).

«Все вокруг засыпано снегом» (1994, реж. Камара Камалова, Узбекистан)

«Шиза» (2003, реж. Гульшад Омарова, Россия-Казахстан).

«Монгол» (2005, реж. Сергей Бодров-старший, Россия-Германия-Казахстан)

«Свет-аке» (2010, реж. Актан Арым Кубат, Кыргызстан-Франция-Германия-Голландия)

«Она» (2013, реж. Лариса Садилова, Россия)

 

Был художником-постановщиком короткометражных фильмов "Жамгыр" (2011, реж. Айгуль Баканова) и "Топурак" (2014, реж. Чолпонай Борубаева).

 

В качестве кинорежиссера-постановщика поставил фильм «Райские птицы» (2006, Кыргызстан-Казахстан)

 

 

  

© Новые лица, 2014–2024
12+
О журнале Контакты Рекламодателям Соглашения и правила Правообладателям