Остановите вредительскую реформу в сфере музыкального образования!

15:46, 3 Октября 2022

Любые реформы совершаются для прорыва и улучшения ситуации. Однако реформы, которые проводятся Министерством образования и науки КР в сфере музыкального образования, а точнее некоторые её пункты, уже сейчас негативно отражаются на педагогической деятельности учителей, а в дальнейшем будут иметь и катастрофические последствия для сферы культуры нашей страны.

В редакцию обратились родители детей, обучающихся в музыкальных школах Бишкека. Родители бьют тревогу. Главная опасность, что эта реформа напрямую лишает кыргызстанских детей их конституционного права на образование и свободный выбор учебного заведения. Предлагаем разобраться вместе.

Учителя – главные хранители традиций

В Кыргызстане учителя музыки настоящие фанаты своего дела, это те люди, которые за небольшую зарплату открывают нашим детям волшебный мир музыки, готовят профессиональные кадры для оркестров и театров. Учителя музыки не шикуют, живут на очень скромные деньги. Но и этой скромной суммы они лишаются.

Речь идёт о Постановлении Правительства КР № 181 от 30 марта 2022 года, согласно которому сокращается количество учебных часов на 40%.

Сегодня учителя музыки столкнулись с шокирующей реальностью – директора музыкальных школ не могут выплатить им зарплату за сентябрь. Педагоги уже отработали по 34-36 часов, а директорам предписывают оплатить только за 27 часов. Представляете какой хаос и паника сегодня в музыкальных школах?

Давайте рассмотрим по порядку, к чему приведет сокращение педагогических часов на 40 % и разделение педагогов на учителей младших классов и учителя старших классов.

Обратившиеся в редакцию родители заостряют внимание на принципиальных различиях в обучении, подготовке кадров, разности значения дипломов вузов общеобразовательной и музыкальной сферах. При Министерстве образования и науки КР существует 64 вуза. Но дипломы таких узких специальностей как педагог по фортепиано, скрипке, тромбону, фаготу, кларнету, трубе и других музыкальных инструментов, выдаёт единственный вуз в Бишкеке - Кыргызская Национальная Консерватория им. Калыя Молдобасанова. Университет культуры КР им. Б.Бейшеналиевой можно не рассматривать, там не выпускают специалистов узкого профиля в музыке. Понятно, что Министерство образования и науки КР имеет гораздо больше возможностей обеспечить кадрами свои подведомственные учреждения, чего не скажешь о Министерстве культуры КР. Кадровый голод здесь наблюдается уже давно. В своё время из-за мизерной зарплаты и невостребованности произошёл большой отток музыкантов-педагогов и музыкантов-оркестрантов в другие страны. Уезжают музыканты и сегодня... В России, например, нашим специалистам предлагают хороший соцпакет: обеспечение жильем за счёт государства, определением детей в детские сады и школы, обеспечением музыкальными инструментами, полностью укомплектованной концертной формой, и самое главное, предлагают высокую зарплату. Что из всего этого предлагает родное государство? НИЧЕГО!

Как создаются музыкальные кадры? Ученик проходит несколько ступеней музыкального образования: детская музыкальная школа (7 лет обучения), училище (4 года), консерватория (5 лет). Итого - 16 лет на воспитание одного кадрового работника. На выпуске из консерватории часть студентов уходит в оркестры, чтобы оттачивать исполнительское мастерство, часть нацелена на развитие собственного творчества, и только единицы идут работать педагогами в музыкальные школы. Диплом музыканта отличается от дипломов вузов Министерства образования и науки КР по квалификации. С дипломом КНК им.К.Молдобасанова можно работать и в детском саду, и в школе, и в училище, и в консерватории, и даже в последствие стать её ректором. Диплом вузов Министерства образования КР даёт определенную квалификацию. Например, учитель младших классов, и обладатель такого диплома не может обучать старшие классы даже в школе. Это есть принципиальное различие между дипломами, и здесь абсолютно неуместно и неправомерно подвести под одну реформу такие разные по сути особенности.

Мощный удар по музыкальной сфере

Согласно Постановлению Правительства КР  № 181 от 30 марта 2022 года сокращается количество учебных  часов на 40%. Это повлечет за собой вынужденное сокращение количества учащихся. Например, из 18 учеников одного педагога пять человек придётся отчислять. Учебные сетки расчёта педагогических часов в общеобразовательных и музыкальных школах разные: в общеобразовательных школах занятия проводятся по группам (классам), в музыкальных - по индивидуально отработанным часам, так как урок ведётся индивидуально с каждым учеником. У педагога-музыканта своя авторская методика и предмет индивидуальный.

Педагог может и должен обучать определенного ученика с 1 по 7 класс (детские музыкальные школы) или с 1 по 11 класс в РССМШИ им. М. Абдраева. И это общепринятая мировая практика в сфере музыкального образования, существующая на протяжении столетий! Таким образом, у всех педагогов разная нагрузка, и у одного и того же педагога могут учится ученики разных классов. Согласно новой реформе, под отчисление могут попасть как ученики 1 класса, так и ученики любого другого класса детской музыкальной школы, а в РССМШИ им. М.Абдраева ученики и 10-11 классов.

Возникает вопрос, по какому принципу отчислять учащихся? Как выбирать? Идёт грубое нарушение конституционных прав ребёнка! Кто и как объяснит ему, что он вдруг стал ненужным или лишним, что его отчисляют не по его вине?! Кто возместит моральный и материальный ущерб родителям этого ребенка?

Также, согласно Постановлению Правительства КР № 181 от 30 марта 2022года, под сокращение попадут прежде всего педагоги с наименьшей нагрузкой, это педагоги духовых инструментов, к примеру. Их всегда не хватает. Если раньше они имели возможность работать по совместительству, то теперь, согласно всё той же реформе, и это будет запрещено, что грубо нарушает гражданские права педагога. Касаемо совместительства: на данный момент, мы уже лишились учителей-самородков из-за отмены совместительства, что повлияло на качество образования, а ведь каждый ученик (студент) имеет право на системность и непрерывность образовательного процесса. Например, в КГМУ им. М. Куренкеева закрыли студенческий оркестр в связи с увольнением дирижера, который работал в училище много лет совместителем, а теперь не имеет такой возможности. Закрытие музыкального оркестра вследствие реформы Министерства образования и науки КР (к коему музыкальное училище даже не относится) - нонсенс! Это возмутительно и недопустимо, так как студент, окончивший данное учреждение, не получит навыков оркестрового музыканта! Хотим подчеркнуть, что именно студенты данного оркестра в последствии идут работать в оркестры при мэрии города Бишкек, в Государственный симфонический оркестр им. А. Джумахматова, в оркестр Академического театра оперы и балета им. А.Малдыбаева, в Президентский камерный оркестр “Манас”, в духовой оркестр Центрального дома армии при Министерстве обороны КР, а также в народный оркестр им. К.Орозова в Национальной Филармонии и т.д.

Сокращение педагогических часов, как уже говорилось, повлечет за собой сокращение учеников, а значит, и сокращение выпускников музыкальных школ. Это значит, что и в музыкальное училище будут поступать в несколько раз меньшее количество учащихся. Это касается и консерватории. И здесь не лишне вспомнить, что ни один концерт на правительственных мероприятиях государственного масштаба с участием президента, саммиты, ШОС и другие мероприятия высокого международного уровня, не обходятся без профессиональных музыкальных коллективов: симфонического оркестра, певческих хоров детских музыкальных школ, консерватории, артистов Театра оперы и балета, артистов народного творчества. И это всё выпускники ДМШ, ДШИ, КГМУ им. М. Куренкеева, КНК им. К.Молдобасанова. На правительственных концертах и мероприятиях также участвуют военные оркестры, подведомственные Министерству обороны КР .

Слово о родителя

Мы, родители детей, посещающих музыкальные школы, хотим воспитать будущее поколение граждан Кыргызской Республики, с высокими нравственными принципами, которые развиваются в музыкальной школе высокопрофессиональными педагогами, которые еще остались верны своей профессии, и на самом деле, исполняют патриотический долг перед страной.

Наши дети участвуют в государственных мероприятиях, днях культуры зарубежных стран и национальных праздниках. Для нас это гордость за своих детей. А мы вкладываемся не только материально, покупаем музыкальные инструменты стоимостью от 500 $ и выше, но и прикладываем много душевных сил, эмоций, энергии и моральных усилий.

Мы, родители, чтобы дать детям классическое музыкально образование идем на многие жертвы для того, чтобы дети получили достойное образование. Мы занимаемся распределением времени между общеобразовательной школой и музыкальной, чтобы ребенок успевал учиться, питаться, отдыхать. Мы закупаем музыкальные инструменты, не ждем помощи у государства. На самом деле, нравственное воспитание детей ложится на плечи родителей и педагогов и не требует существенных усилий со стороны государства.

В соответствии с Конституцией Кыргызской Республики каждый гражданин имеет право на образование. В случае, если пойдет сокращение обучающихся детей из музыкальных школ, то мы, родители, имеем право подать судебный иск в Конституционную Палату КР о нарушении законных прав наших детей и оспорить правомерность такого решения, а также придать широкой огласке неэффективность реформирования образовательной системы.

Учителя музыки остаются без денег?

Появляется вопрос, неужели когда разрабатываются такие постановления, не учитывается Трудовой кодекс КР, где в ст. 379 написано: “Педагогический работник образовательных организаций имеет право работать 36 часов в неделю”. Тем более педагоги музыкальных школ уже отработали в сентябре по 34-36 часов. Но сейчас директорам дают устное указание выплатить только за 27 часов. Как это возможно? Причем приказа об укомплектации на 27 часов от Министерства культуры нет в этом учебном году. Таким образом, все музыкальные школы столкнулись с этой неразберихой и беззаконием.

Напрашивается только один вывод – такой коллапс возник из-за некомпетентности чиновников от министерства культуры, которые не уточнили должны ли музыкальные школы подпадать под это Постановление №181 или нет.  Кто ответит за то, что Министерство финансов теперь не дает финансирование музыкальным школам? Сфера музыкального образования сегодня в тупике. И Президенту, правительству, Жогорку Кенешу необходимо срочно решать эти вопросы.

Родители учащихся детских музыкальных школ, РССМШИ им. М. Абдраева, КГМУ им. М.Куренкеева

 

© Новые лица, 2014–2024
12+
О журнале Контакты Рекламодателям Соглашения и правила Правообладателям