К кому мы больше всего нетерпимы?..

09:34, 1 Марта 2016

Скандал вокруг будущего золоторудного предприятия “Кумтор”, вхождение в ЕАЭС и его последствия, ситуация на Украине, политическое противостояние между Западом и Россией, некоммерческие организации, мусульмане, китайские бизнесмены, другие этносы и государства – вот неполный список тем, из-за которых в местных СМИ и среди кыргызстанких пользователей социальных сетей разгораются нешуточные страсти с использованием языка вражды и нетерпимости.

В промежуточном отчете Школы миротворчества и медиатехнологий в Центральной Азии за прошлый год говорится, что больше всего материалов с элементами языка вражды были в печатных СМИ (кыргызскоязычные газеты в этом списке лидируют – 78% – но и русскоязычные – 48% – не отстают от них). На втором месте с 42% стоят кыргызстанские пользователи FaceBook (здесь объектом анализа были не только комментарии и обсуждения пользователей, но и посты в многочисленных группах и сообществах), на третьем месте различные сайты информационной и аналитической направленности и на последнем месте с 13% – телекомпании.

К сожалению, надо признать, что язык вражды несет в себе серьезные последствия для общества, потому что дискриминационный тон может поощрять или сопровождать преступления на почве ненависти. В свою очередь авторы, могут стать объектом законных или мотивированных обвинений”, - заявила директор Школы миротворчества и медиатехнологий Инга Сикорская.

В 2015 году число социальных групп, которые стали мишенью резких и оскорбительных комментариев и мнений в СМИ и соцсетях заметно возросло.

Среди тенденций эксперты также отмечают рост антиисламских настроений в местных СМИ и интернет-ресурсах. По их словам, скорей всего это связано с волной беженцев и мигрантов из мусульманских стран в Европу на фоне продолжающихся военных действий в Сирии и Ираке, а также непростой военно-политической ситуации в некоторых странах северной Африки.

В прошлом году почти в 3 раза обострилась нетерпимость по отношению к иностранцам и беженцам в целом, в том числе и к зарубежным инвесторам из Канады, Китая и Турции. В отчете подчеркивается, что большая часть таких публикаций и комментариев написана в резком критическом тоне, нередко с оскорблениями. Деятельность иностранных компаний и фирм резко политизируется и обсуждается исключительно в контексте тех или иных событий, не имеющих прямого отношения к их деятельности.

Отдельный блок здесь посвящен китайским компаниям, работающим в строительном бизнесе, в торговле и сфере услуг.Одна из тем, которая бурно обсуждается в кыргызскоязычных СМИ – межнациональные браки между гражданками Кыргызстана и китайскими рабочими и бизнесменами. В отчете подчеркивается, что словосочетание “китайская экспансия” – один из самых тиражируемых стереотипов в информационном пространстве Кыргызстана.

Эскперты Школы в течение года проанализировали информационную деятельность 4 телекомпаний, 12 (по их словам ведущих) газет, 14 информационных и аналитических сайтов и 28 аккаунтов и различных сообществ в социальных сетях.

Статистика нетерпимости

Итак, основными распространителями языка вражды и нетерпимости являются кыргызстанские пользователи социальной сети FaceBook, которые лидируют тут с 43%. В отличие от прошлых лет социальные сети стали чуть ли не основными распространителями и потребителями языка вражды. Градус нетерпимости там просто зашкаливает, порождая вседозволенность. Далее идут традиционные СМИ с 39%. Этот список замыкают политики с 5% и различные эксперты вместе с деятелями науки и культуры 3%.

На кого направлены речевые атаки? В первую очередь на различные этносы (68%); мусульман (10%); российские власти (8%); местную власть (6%); американские власти (2%); на представителей гражданского сектора (2%).

Военная кампания на юго-востоке Украины, гражданская война в Сирии, рост антимигрантских настроений и исламофобии в Европе, усиление антизападной риторики в России, экономические последствия вхождение с ЕАЭС все это лишний раз доказывает тот факт,что мы давно живем по чужой повестке дня и находимся под мощным информационным прессингом внешних событий.

Представители правящей власти в Кыргызстане чаще всего становились объектом резких комментариев и агрессии в кыргызскоязычных СМИ, интернет-изданиях и среди местных пользователей FaceBook. Больше всего властям доставалось за экономические проблемы, неоправдывание надежд со вступлением в ЕАЭС, в неумении управлять государством и политическом сближении с Россией.

В отчете также сказано о существовании четкой взаимосвязи между политическими новостями и формированием потока нетерпимости в публичном информационном пространстве. Эксперты считают, что одной из проблем остается трансляция стереотипов в отношении той или иной группы лиц и использование враждебных комментариев спикеров в СМИ без каких-либо комментариев.

Вот приоритетная тематика, которая превалирует в СМИ и соцсетях. На первом месте стоит “Кумтор” и все, что с ним связано ( “золотые” скандалы, депутатские дискуссии, будущее предприятия, “чучук-гейт”, вопросы сохранения ледников) 40%. Затем идет “китайская” тема (горнодобывающие компании, золотые прииски, многочисленные кафе и караоке-клубы и так далее) тоже 40%. Почти догоняет их с 39% вопросы вхождения в ЕАЭС и экономические последствия этого шага. В этом году впервые на государственном уровне в Кыргызстане почтят память умерших и погибших в 1916 году и эта тематика (6%) стала предметом жестких дискуссий в СМИ и социальных сетях. Вопросы развития и внедрения государственного языка (5%) также живо обсуждаемые в СМИ и соцсетях. Далее идут закон об иностранных агентах и все вокруг гражданского сообщества (4%); конфликтные ситуации и проблемы в приграничных территориях (3%) и межнациональные конфликты (3%).

Что беспокоит больше всего кыргызстанцев в этом случае? В 37% предвзятое отношение к мусульманам; 32% экономические последствия вступления в ЕАЭС и усиливающее влияние России; 11% рост религиозного экстремизма и наемничества на фоне непрекращающегося военного конфликта в Сирии; непродуманные высказывания политиков (10%); ксенофобная сатира и анекдоты (8%) и историческое прошлое страны (2%).

Кыргызстанцев волнует как в традиционных СМИ и социальных сетях отображаются те или иные события, как интерпретируются крайне чувствительные для общества темы и вопросы; усиление внешней информационной пропаганды. Эксперты полагают, что одной из проблем является нехватка альтернативной и качественной информации на кыргызском и других языках, которыми владеют граждане Кыргызстана.

Где чаще всего граждане сталкиваются с языком вражды и нетерпимости? В 42% в интернете; в 30% в традиционных СМИ; в 11% в магазинах, ресторанах, кафе и на рынках; в 8% в общественном транспорте; в 7% на различного рода митингах и других общественных мероприятиях и только 2% кыргызстанцев сталкиваются с агрессией на работе.

Любопытно, что только 34.2% опрошенных считают, что использование агрессивной и враждебной риторики может привести к поощрению насилия. В то время как 56.7% опрошенных придерживаются иного мнения и 9.1% вообще не знают ничего.

Одним из положительных моментов авторы отчета отмечают снижение ксенофобиии по сравнению с прошлыми годами. Хотя она все еще лидирует по основным показателям. Но теперь она чаще транслируется на этносы, которые постоянно не проживают в Кыргызстане из-за меняющейся политической и экономической конъюктуры.

 

Алмаз Исманов

  

© Новые лица, 2014–2024
12+
О журнале Контакты Рекламодателям Соглашения и правила Правообладателям