Равные права – равные возможности

16:59, 3 Декабря 2016

3 декабря, в Международный день защиты людей с ограниченными возможностями, принято делать подарки таким подопечным, которых в Кыргызстане более 170 тысяч.

В этот день проводятся различные мероприятия. Например, концерты, на которых выступают ЛОВЗ, а потом за выступление им дарят мелкую бытовую технику или новую одежду. Представители госструктур и бизнессообществ посещают специализированные учреждения, семьи. Все это, как правило, сопровождается съемкой для телевидения, фотографированием и интервью, в которых звучат фразы «ЛОВЗ – это люди безграничных возможностей!». А что об этом думают сами люди с инвалидностью?

«Подарите нам Конвенцию!»

Сейнеп Дыйканбаева, юрист, координатор программ общественного объединения «Ассоциации родителей детей-инвалидов» (АРДИ) ждет другого подарка в этот день — ратификации Конвенции о правах лиц с инвалидностью.

 Конвенция была принята Генассамблеей ООН в 2006 году. Сейчас 160 стран являются участниками Конвенции. Наша страна подписала ее в 2011 году, но пока еще не ратифицировала. «Когда страна ратифицирует Конвенцию, наши подопечные перестанут быть объектом благотворительности, а станут субъектом права. Разовые подарки на день инвалидов не могут принести ощутимую пользу и не могут решить все их насущные проблемы. На 3 декабря все любят дарить подарки, подарите нам Конвенцию! Ведь это так важно. Конвенция может стать решением многих социально-значимых вопросов», - сказала Сейнеп на прошедшей в Бишкеке в конце ноября Конференции «Равные права – равные возможности».

Основным законом, определяющим госполитику в отношении ЛОВЗ, является Закон КР «О правах и гарантиях ЛОВЗ», который был принят в 2008 году. Толкун Исаков, руководитель общественного фонда «Оказание юридической помощи для ЛОВЗ» всегда выступает за ратификацию Конвенции, называя ее инвестицией в будущее. С этой целью в прошлом году была создана межведомственная рабочая группа по подготовке плана мероприятий расчета стоимости Конвенции, а также расчета затрат на его реализацию. План реализации состоит из более чем 200 мероприятий и рассчитан на 10 лет. В состав рабочей группы входят 16 министерств и ведомств, ГО и МО.

«Модельный» план реализации Конвенции включает 1,6 млрд сомов на создание равных условий жизнедеятельности для ЛОВЗ, включая вопросы образования, здравоохранения, более 5 млрд на создание соответствующей инфраструктуры. А, например, на обеспечение наиболее нуждающихся социальным жильем нужно 23,5 млрд сомов.

Если на реализацию Конвенции нужно около 30 млрд сомов на 10 лет, а общий бюджет страны на 10 лет составляет 1 трлн 200 млрд сомов, то расходы на Конвенцию составляют всего 2,5% из этой суммы. «Эта сумма подъемная», - считает Исаков.

Лицам с инвалидностью не нужно помогать, а нужно создавать условия для того, чтобы они наравне с другими гражданами трудились, платили налоги, участвовали в жизни общества.

Танец учеников из школы для глухих и слабослышащих

«Не смотрите на инвалидность, посмотрите на меня, я такой же, как и вы...»

В стране 2218 школ, 1062 детских садов, 53 вуза и 131 специализированное учебное заведение этого профиля. Сколько ЛОВЗ обучаются в них, точной статистики нет.

Сейнеп Дыйканбаева имеет диагноз «врожденный ДЦП» (детский церебральный паралич). В 11 лет она сделала свои первые шаги. Сейчас ей 30 и она опытный юрист, активный правозащитник. По опыту знает, что средние школы принимают детей только с легкой формой инвалидности с сохранным интеллектом. В остальных случаях предлагают коррекционные классы, учебу на дому или спецшколы. Если ребенок передвигается в коляске, ему предлагают надомное обучение, так как многие школы недоступны таким детям – нет пандусов, обустроенного туалета, лифта. Отсюда вытекает целый комплекс проблем: нехватка специалистов, убогое техническое оснащение, недостаточная квалификация учителей. Юрист добавила, что в стране нет единой программы по инклюзивному образованию.

«Ребенок с инвалидностью часто находится в вакууме. Доброта, милосердие должны быть ко всем людям. Когда вы говорите о ЛОВЗ, говорите о них, как об обычных людях. ЛОВЗ имеют такие же права, как и остальные. Доступ к образованию – одно из основополагающих прав. По законодательству есть разные формы обучения, все они должны быть доступны для любого человека с инвалидностью. Доступ к образованию не должен фокусироваться на ЛОВЗ, он должен фокусироваться на доступе к образованию любого человека. Говорят, что денег мало в бюджете. Все зависит от того, как мы используем имеющиеся ресурсы, надо эффективно их тратить. Если их тратить с пользой, то больше ЛОВЗ смогут получить высшее образование», - сказала Сейнеп.

Частично пробел в этой сфере пытаются заполнить общественные организации на грантовые средства. Но, как правило, их деятельность ограничена временем и бюджетом проекта, а эти проекты лишь выявляет все новые и новые проблемы. Активисты говорят, что надо работать не только с ЛОВЗ, а с учителями, сотрудниками школ, здоровыми детьми, родителями. Успешным примером подобной работы является проект ошского фонда «Смайл.kg», который сотрудничает с государственным реабилитационным центром. Как рассказала руководитель фонда Лариса Кузнецова, изначально они выбрали 40 детей с различными заболеваниями. После ряда занятий из группы отобрали 10 активных ребят, по 5 из Оша и Кара-Суу, и в течение летних месяцев усиленно готовили их к поступлению в первый класс школ с разными языками обучения. Параллельно шла большая работа со школами. «Мы встречались с администрациями школ, учителями, сторожами, техническими работниками. Проводили для них «уроки доброты». Из 10 школ, куда мы обращались с просьбами принять ребенка с инвалидностью, только одна школа отказалась. Также мы просили школам позволить родителю некоторое время присутствовать на занятиях в качестве тьютора – помощника. В итоге, наши 10 детей-инвалидов успешно учатся в первых классах разных школ», - рассказала Кузнецова. Она добавила, что изначально у родителей были сомнения, как особого ребенка примут обычные дети, не будут ли его обижать. На практике оказалось, что эти страхи были напрасными – дети с легкостью принимают ребенка, который передвигается на коляске. Учителя не жалуются, отмечает Кузнецова. По проекту эти 10 детей до марта следующего года ходят в реабилитационный центр на дополнительные занятия. В планах – набор новой группы, расширение деятельности. Подобные проекты уверенно прокладывают дорогу к инклюзивному образованию по принципу равного доступа. «Успех порождает успех!», - уверена Лариса Кузнецова.

Трудное трудоустройство

Обсуждая проблемы лиц с инвалидностью, забывают говорить о том вкладе, который они делают в развитие страны. Жительница села Сары-Ой Иссык-Кульской области, 40-летняя Гульмира Казакунова поделилась опытом работы социального такси для людей с ограниченными возможностями. После аварии в детстве она стала передвигаться в инвалидном кресле. Окончила медицинский институт, воспитывает троих детей. Она понимает проблемы ЛОВЗ, связанные с передвижением по городу. Было немало примеров, когда водители общественного транспорта отказывались брать пассажиров в колясках, объясняя это отсутствием условий. Поэтому 6 лет назад организовала службу такси, где работает около полусотни водителей, оказывающих бесплатные услуги ЛОВЗ. Операторами работают девушки с инвалидностью. Сейчас эта служба является одной из ведущих в городе Каракол.

Гульмира Казакунова руководит фондом «Союз инвалидов Иссык-Кульской области «Равенство», который является партнером Финского фонда «Абилис». Часто ездит по регионам и видит, как люди с инвалидностью организуют обучение, создают рабочие места, занимаются частным предпринимательством. В Исфане Баткенской области в фонде «Женщины Центральной Азии» женщины ЛОВЗ шьют национальные чапаны. Они представили свои модели на конференции в Бишкеке. Стоимость одного чапана – от трех до пяти тысяч сомов в зависимости от размера и фасона.

Примеров успешной самореализации много, в Оше фонд «Улыбка» обучает ЛОВЗ навыкам бизнес-планирования и помогает с запуском мини-проектов по выпечке лепешек в тандыре, изготовлению тортов. Также кулинарному делу обучают в Баткене в фонде «Умут шамы». А в селе Тюп Иссык-Кульской области в объединении «Балдар – омур булагы» занимаются пчеловодством.

Молодой программист из села Маасы Ноокенского района Джалал-Абадской области Назиржан Тайлаков рассказал, что в 8-летнем возрасте при несчастном случае лишился обеих рук. Потом научился держать ручку зубами и писать. Его всегда поддерживает мама, которая рассказала, как сложно было ее сыну преодолеть насмешки, унижения. Женщина поделилась мечтой – хочет женить сына, для этого они сделали ремонт в доме. Назиржан скромно ответил, что есть девушка, которая ему нравится, но речи о свадьбе еще не было. 

Он отличный программист, обучает больше десятка ребят, некоторые из которых уже трудоустроены. Известный и уважаемый специалист, он наладил сотрудничество с местными предприятиями. Парень увлекается футболом и в свободное время любит гонять мяч с друзьями. У него, в свою очередь, есть мечта – отвезти родителей в хадж. А еще ему нужна машина для передвижений по работе. «Успех – это много терпения и старания. Вначале всегда сложно, надо быть настойчивым и уверено идти к своей цели».

Сложнее трудоустроиться в государственные структуры. Экс-депутат Жогорку Кенеша Дастан Бекешов привел пример, когда в целях проверки исполнения закона о правах и гарантиях людей с инвалидностью он обратился в 74 предприятия с просьбой принять на работу ЛОВЗ. «Большинство компаний ответило отказом или не отреагировало. Лишь четыре предприятия согласились». Он отметил проблемы физической доступности инфраструктуры зданий, транспорта, информационной доступности (а точнее, отсутствие сурдоперевода, материалов со шрифтом Брайля), а также проблемы со стереотипами.

Успешным примером считается трудоустройство двух людей с инвалидностью по слуху и нарушениями опорно-двигательного аппарата для оцифровки данных в Государственную регистрационную службу при Правительстве КР.

«Инвалидность – это проблема не одного человека, а общества в целом»

В этом уверена директор Республиканского Центра медико-социальной экспертизы (РЦМСЭ) Джаныл Акбаева. Приоритетным направлением соцзащиты этих граждан должна стать реабилитация, которая дает им возможность стать полноценными и полноправными членами общества. В стране насчитывается 27 медико-социальных экспертных комиссий, из них 19 общего и 8 специализированного профиля. Основной функцией является проведение экспертизы с целью установления статуса ЛОВЗ.

По данным РЦ МСЭ, в последние годы отмечается рост числа ЛОВЗ, как взрослых, так и детей. Ежегодно около 65 тысяч граждан проходят освидетельствование, из них примерно 12 тысяч дети и 53 тысячи взрослых. В сравнении с позапрошлым годом, количество ЛОВЗ в 2015 году увеличилось на 2,36%. (2014 год – 168 679 человек, 2015 год – 172769 соответственно). Почти 70% взрослых ЛОВЗ проживает в сельской местности, детей чуть больше – 72%.

После принятия в октябре этого года Постановления об утверждении государственной базовой программы реабилитации, каждому ЛОВЗ должна разрабатываться индивидуальная программа реабилитации с его согласия или одобрения его законного представителя.

Огромное желание жить!

Проведение масштабных мероприятий с участием лиц с инвалидностью очень важно как для самих ЛОВЗ, так и для общества, в этом уверены организаторы и участники. Это возможность поделиться своими успехами, например, девушки-рукодельницы из Исфаны устроили ярмарку-продажу сшитых чапанов, а руководитель фонда «Данакер» Айжамал Тарыкчиева из Джалал-Абада привезла на продажу шелковые шарфы. На конференции «Равные права – равные возможности» участники обменивались контактами, задавали вопросы представителям госорганов, делились планами. Многие отметили хорошие условия проживания и проведения мероприятия, воспринимая это как подарок за долгое терпение и активность в отстаивании своих прав. Было организовано посещение культурно-исторического центра «Ата-Бейит», а также концерта в Театре оперы и балета.

На конференции больше всего запомнились проникновенные выступления детей с инвалидностью, которые никого не оставили равнодушным. Зрители не стеснялись своих слез. 6-летняя Аманат Баратбаева из реабилитационного центра «Умут-Надежда» пела о милосердии.  

А дети из реабилитационного центра «Оберег», в котором находится около 40 малышей, исполнили песню, сопровождая ее языком жестов. «Мы просто другие, мы просто живем на другой глубине. Мы просто такие неизвестно по чьей вине. Нам себя не изменить, и такими как вы не стать. Попробуйте рядом быть, попытайтесь нас понять. В нашем мире все не так, здесь могут часы замирать, а миллионы снежинок мы можем пересчитать. У нас тоже есть сердца и огромное желание жить!» 


Сахира Назарова

фото автора

© Новые лица, 2014–2024
12+
О журнале Контакты Рекламодателям Соглашения и правила Правообладателям