Канат АМАНКУЛОВ: “Только 18 процентов кыргызстанцев ведут здоровый образ жизни”

19:06, 19 Марта 2019

Приближается летняя Олимпиада-2020 в Токио. Последние выступления наших атлетов на крупных спортивных соревнованиях дают надежу всем ценителям спорта. Может быть, в этот раз спортсмены порадуют нас «золотом» Олимпиады. Эта же надежда, и даже уверенность есть у директора Государственного агентства по делам молодежи, физической культуре и спорту Каната Аманкулова.

- Достойное выступление нашей сборной по футболу на Кубке Азии породило повышенный интерес к отечественному спорту. Стоит ли ждать притока детей и молодежи в спортивные секции и залы?

- Однозначно, да. Любые достижения наших спортсменов на таких больших мероприятиях как Олимпийские игры, чемпионаты и кубки мира или Азии дают толчок для многих детей и молодых людей заняться спортом. Они понимают, что оказывается можно и у нас достичь больших высот.

- Какие виды спорта у нас сейчас наиболее перспективны?

- Правительством принята программа «Спортивный Кыргызстан», рассчитанная до 2023 года. Там определены приоритетные виды спорта, в которых наши ребята конкурентоспособны. Это различные виды борьбы, дзюдо, бокс, легкая и тяжелая атлетика. Кроме того, к приоритетным отнесены игровые виды спорта - футбол, волейбол, хоккей, баскетбол, стритбол, гандбол. Мы их поддерживаем по мере возможностей. В итоге, отечественные футболисты и волейболисты поднялись на высокие позиции в мировых рейтингах. По стритболу наши молодые спортсмены находятся в первой двадцатке.

- Какой будет динамика финансирования спорта в ближайшие 2-3 года?

- На нынешний год бюджет нашего агентства составил 924 миллиона сомов. Это небольшая сумма. Подавляющая часть этих денег уйдет на зарплату, социальные отчисления, оплату коммунальных услуг. В чистом виде, если не брать в расчет детско-юношеское направление, на спорт высших достижений мы потратим примерно 150 миллионов сомов. Это, конечно, очень мало.

Но позитив состоит в том, что не только государство, но и федерации, бизнесмены, любители спорта очень много вкладывают в развитие некоторых видов. Местные органы самоуправления, бизнесмены строят спортплощадки, открывают секции, фитнес-клубы. Есть руководители федераций, которые действительно болеют и инвестируют в развитие своих видов спорта, помогают тренерам и спортсменам. Вклад государства и частных инвесторов примерно сопоставим. И вот когда происходит такой микс государственных и частных вложений, думаю, стоит ждать результата.

Если говорить о дополнительном финансировании со стороны государства, то наши футболисты, безусловно, создали для этого прекрасную основу. Премьер-министр четко поставил задачу, чтобы мы внесли на одобрение Правительства программу развития футбола. Ее конечным продуктом должно стать участие наших футболистов в крупнейших турнирах и кубках, в отборочных турах на Чемпионат мира и на Олимпийские игры.

- Президент говорил о необходимости строительства нового стадиона в Бишкеке, соответствующего всем современным требованиям. Это тоже будет предусмотрено в программе?

- В рамках программы мы хотим предусмотреть не только строительство современного стадиона, но и создать фундамент для будущих футбольных побед. Это и детско-юношеские спортивные школы, и развитие профессиональных клубов. Для этого в Бишкеке и Оше необходимо построить суперсовременные стадионы. Кроме того, мы планируем предусмотреть в программе строительство универсальных спортивных комплексов вместимостью 7-10 тысяч человек. Помимо спортивных соревнований там можно будет проводить концерты, выставки, большие встречи и симпозиумы. Сегодня это вполне реальная проблема. Каких ведущих артистов мира мы сейчас можем пригласить в Бишкек? На какую площадку? Ну, и, конечно, нам нужен крытый бассейн олимпийского стандарта. Чтобы там могли заниматься как профессионалы, так и любители. «Здоровая нация – процветающая страна!» - вот наш девиз. Сейчас ежегодно тратятся колоссальные средства на приобретение медикаментов. Через каждые 100 метров аптека. Народ принимает таблетки так же, как воду. Необходимо приобщать людей к здоровому образу жизни.

- Построить новый стадион – это, наверное, хорошо. Будут ли востребованы перечисленные вами объекты нашим населением?

- Мы провели анализ реализации предыдущей государственной программы развития спорта на 2016-2018 годы. Три года назад наша нация по состоянию здоровья оказалась на грани. В среднем по стране в здоровый образ жизни и спорт должно быть вовлечено 23-25 % населения. К настоящему моменту мы достигли уровня вовлеченности 18%. Это видно хотя бы по развитию сети фитнес-клубов и полей для мини-футбола, проведению марафонов и других крупных спортивных мероприятий. К 1 января 2023 года процент вовлеченности должен быть не менее 23-25. Госагентство создает нормативно-правовую базу и максимально комфортные условия для всех участников этого процесса. Чтобы любой человек мог… просто обязан был заботиться о своем здоровье. Наши граждане через занятия физкультурой должны увеличить продолжительность своей активной части жизни.

В этом направлении мы, кстати, сделали большой шаг вперед – приняли нормативы физического воспитания школьников. В этом году мы приняли такие же нормативы для всего населения. В качестве мотивации после сдачи этих нормативов ребята будут получать золотой или серебряный значок. И потом при поступлении в вузы или на работу это тоже должно учитываться.

На фото: Канат Аманкулов награждает ветерана спорта Мелиса Турганбаева, занявшего 3-е место на чемпионате мира по вольной борьбе среди ветеранов. 

- Всем известно, что в развитых странах имеются ежедневные занятия физкультурой в школах, или, например, команды по отдельным видам спорта при вузах. Что-то подобное намечается у нас?

- В прошлом году мы открыли дирекцию развития школьно-студенческого спорта. Полностью отформатировали проведение школьных спортивных олимпиад, соревнований среди детско-юношеских школ.

Формат проведения универсиады уже есть. Пока что универсиада не приносит того результата, которого хотелось бы. Мы с министерством образования и науки проводим работу. Хотим открыть лиги по самым популярным в вузах видам спорта, чтобы наши студенты могли участвовать в мировых универсиадах. Но успех всех этих начинаний во многом зависит от самих вузов. Ректораты должен быть в этом заинтересованы. Иначе, кто будет создавать материально-техническую базу для спортсменов-студентов?

- Со времен зарождения олимпийского движения в Древней Греции были не только спортсмены, но и те, кто приходил смотреть на соревнования атлетов. Мы увидели, что наши футболисты хорошо играют. Но на играх национального чемпионата трибуны пусты. Что будет делаться для того, чтобы привлечь зрителя на соревнования?

- До тех пор, пока в Кыргызстане не будет конкуренции между клубами, зритель на матчи ходить не будет. На сегодняшний день в нашем чемпионате состязаются 8 клубов. А по расчетам специалистов должно быть не менее 12. Я уверен, что на национальном чемпионате должны быть представлены все области и крупные города. Большие компании просто обязаны поддерживать такие клубы. Это реклама внутри страны и за рубежом. И инвестиции в здоровье своих же сотрудников. Но нельзя висеть на шее у тех немногих компаний, которые сейчас поддерживают клубы. Это истинные патриоты и любители спорта. Но рано или поздно им это надоест. Их тоже надо мотивировать.

- Как вы оцениваете прошедший зимний олимпийский цикл и выступление нашей сборной на Олимпиаде в 2018 году?

- Насчет зимних видов спорта у меня есть свое видение. Да, горная страна. Да, есть возможности. Но мы должны быть реалистами. Зимние виды спорта очень дороги. Горнолыжную базу государство построить не может. Значит, нужно создать условия для бизнесменов, чтобы они создавали. Уверен, что базы будут гордиться тем, что на их склонах тренируются ведущие спортсмены Кыргызстана.

Возьмем хоккей. Чтобы этот вид спорта развивался, необходимы огромные дорогие комплексы. Для их появления нужны общие силы бизнесменов, федерации, владельцев клубов.

Но самая главная проблема, без решения которой преждевременно говорить о медалях по зимним видам спорта, – тренерско-преподавательский состав. К сожалению, у нас с этим большая проблема. Да, у горнолыжников есть несколько тренеров. А в фигурное катание и хоккей привлекают тренеров их Казахстана и России.

- Государство определилось с приоритетными зимними видами спорта?

- Вообще, сейчас в нашей стране культивируется более 100 видов спорта. Ни одна спортивная держава не может себе такого позволить. Пора выставить приоритеты как среди самых популярных и наиболее развитых у нас видов спорта, так и среди тех, что только появляются в мире.

Те виды спорта, которые входят в первую категорию, государство поддерживает практически в полном объеме. Атлеты, готовящиеся на Олимпийские игры, получают ежемесячно стипендию до 110 тысяч сомов. Плюс полный пансион - это медицина, экипировка, загранпоездки. Надо сказать, что в итоге наше государство дает спортсменам не меньше, чем ведущие спортивные государства на постсоветском пространстве.

На фото: Канат Аманкулов с легкоатлеткой Дарьей Масловой.

- А если сравнивать с дотациями на Западе?

- Там выступление в сборной – это честь. В той же Германии премиальные выдают в размере не более 50 тысяч долларов. Немецкие спортсмены, участвуя в соревнованиях под национальным флагом, создают себе имидж, с которым потом могут устроиться в любую компанию.

Возьмем детско-юношеские школы по футболу. В Германии они все состоят при клубах. А клубы там только частные. У нас же практически все детско-юношеские школы государственные. Только по линии нашего агентства, не считая органов местного самоуправления и федерации, на их содержание выделяется 36 миллионов сомов. 166 тренеров работает.

Кстати, в прошлом году мы подписали с Федерацией футбола меморандум. Чтобы поднять качество преподавания в этих школах, Федерация начнет проводить для тренеров семинары, тестирование и экзамены на предмет соответствия современным требованиям.

- Подготовка тренерских кадров – вопрос, который должна решать Академия физической культуры. Насколько она соответствует тем требованиям, которые вы сейчас обозначили?

- У нас есть договоренность с Академией о том, что она будет проводить переподготовку наших тренеров раз в 4 года. Потому что выходят свежие методики, появляются новые технологии. Но, я думаю, что Академия на сегодняшний день свою основную роль выполнила. Современным критериям материально-техническая и научная база этого вуза не отвечает. Поэтому в нынешнем году у нас есть планы реорганизации Академии. Причем, этот процесс должен проходить вместе с реформой школ олимпийского резерва. Чтобы в итоге получилась единая научно-педагогическая система.

В этот процесс должны быть интегрированы отечественные федерации. Потому что именно через них в нашу страну приходят наработки и технологии международных федераций. Наши тренеры и даже обычные преподаватели физкультуры должны получить доступ к этим новшествам.

- До летней Олимпиады осталось 1,5 года. В каких видах спорта мы будем представлены и есть ли медальный план?

- Мы постарались учесть все промахи, которые были допущены при подготовке к Рио. Тогда все условия для наших атлетов были созданы. За последние 2 года проделана большая работа, которая вселяет в нас оптимизм. И тому подтверждение успехи наших спортсменов на последних Азиатских играх, победы борцов на чемпионате Азии, на всемирной Универсиаде. Какие задачи мы перед собой ставим на 2020 год? Раньше стремились к тому, чтобы завоевать, например, 20 олимпийских лицензий. Но при этом все боялись сказать, сколько медалей мы реально можем завоевать. Уверен, что надо гнаться не за количеством лицензий, а за медалями. Не надо везти 20 спортсменов. Пусть лучше 10 поедут, но привезут не меньше трех медалей.

В Токио однозначно будут представлены наши спортсмены по 6 приоритетным видам спорта, плюс плавание. Уверен, что ребята получат лицензии без проблем. Медали же мы ждем от борцов и легкоатлетов…

- Медали какой пробы?

- Высшей пробы. Только высшей. Медали будут. С Олимпиады-80 прошло почти 40 лет. Пора завоевывать «золото». Мы просто обязаны это сделать. Поэтому наш план таков – не менее 3-х медалей, одна из которых должна быть золотой.

Для осуществления этих планов нужно вести соответствующую подготовку. Это значит, что лицензии должны быть завоёваны досрочно. Для этого мы должны поднять внутреннюю конкуренцию. Как у нас сейчас обстоит дело? Кто-то завоюет лицензию и полгода ходит по праздникам и тоям. И потом «пустой» едет на Олимпиаду. Так не должно быть. Лицензии будут завоевана для страны. И перед самой Олимпиадой внутри будет отбор из трех самых сильных спортсменов. Кто из них окажется готов лучше, тот и поедет. Такой опыт есть в других странах.

Немаловажно, чтобы было соответствующее медицинское сопровождение спортсменов. В этой части правительство нас поддержало. Наших ребят будет обслуживать поликлиника строителей. Мы хотим открыть там спортивный медицинский центр и антидопинговое агентство. Витаминизация сейчас у нас проходит вовремя. Но, к моему глубокому сожалению, укоренилось представление – тебе дали таблетки, и ты обязательно станешь чемпионом. Только кропотливый труд.

Важна и психологическая подготовка спортсменов. Некоторые из них физически готовы к борьбе. Но выходя на международные соревнования, психологически ломаются. В этой части мы должны с ними усиленно работать. Думаю, это даст свои плоды.

- Сколько примерно государство планирует потратить на подготовку к Токио-2020?

- В прошлые олимпийские годы к основному бюджету агентства прибавляли еще до 100 миллионов сомов. Этих средств было достаточно. Но их давали слишком поздно. Сейчас мы просим, чтобы в нынешнем году нам дали дополнительных 50-70 миллионов сомов. И столько же в следующем году. Чтобы мы эффективно использовали их в период подготовки и борьбы за лицензии. Таким образом, мы можем выпестовать около 20 спортсменов. И из них выбрать уже самых сильных. В среднем же мы тратим на подготовку спортсменов по приоритетным видам около 1 миллиона долларов в год.

- Как готовится параолимпийская сборная?

- Никаких проблем по подготовке параолимпийцев для участия в чемпионатах и квалификациях нет. Мы их своевременно финансируем. Размеры ассигнований установлены законом «О параолимпийском спорте» Проблема в другом. У нас два параолимпийских комитета. Есть самозванцы, есть официально признанные…

Недавно я побывал на спортивной базе, которую открыли для параолимпийцев в Астане. Изучил все нюансы. И намерен встретиться с руководством международного и азиатского параолимпийского движения, чтобы добиться поддержки по созданию такой же базы для наших спортсменов. Они не должны страдать от сложившегося двоевластия.

Александр КУЛИНСКИЙ

Фото из архива ГАДМФКС

 
© Новые лица, 2014–2024
12+
О журнале Контакты Рекламодателям Соглашения и правила Правообладателям