По дороге на юг...

15:42, 21 Августа 2014

По дороге на юг…

Многие предпочитают добираться до южной столицы из Бишкека на самолете. Ещё бы, ведь время в пути всего 45-50 минут. Но за такое короткое время невозможно насладиться всем очарованием одной из красивейших высокогорных трасс в Центральной Азии. Хотя с иллюминатора при посадке открывается потрясающий вид на зеленую Ферганскую долину.

Единственная автотрасса, соединяющая север и юг страны, является поистине «народной», потому что не всем по карману перелет из столичного аэропорта «Манас» в сторону Оша.

Вдоль трассы в нескольких местах стоят знаки, запрещающие провоз пассажиров и проезд автобусов. Этот официально никем не отмененный запрет с легкостью обходят водители легковых автомобилей. «Легковушки» последние двадцать лет с успехом выполняют функции пассажирского автотранспорта, обслуживая жителей трех южных областей.

В Бишкеке есть три места, откуда можно уехать в южном направлении. Во-первых, это «Западный автовокзал», который таксисты еще называют между собой «новым автовокзалом». Там нет привычной базарной суеты и толкотни, нет назойливых «посадчиков». Вроде тихо и спокойно, но клиентов тут не так много. Вот и стоят «минивены» и «спринтеры» в ожидании пассажиров, которые отсюда в основном едут еще дальше на запад страны, в Баткен и Лейлек.

Вторая точка – это железнодорожный вокзал «Бишкек-2», но там своя специфика. Здесь оживление наступает, когда пребывает поезд с мигрантами из России, в особенности в преддверии главных мусульманских праздников и Нового года. Несмотря на то, что в такие дни таксисты обычно поднимают стоимость проезда, клиенты с легкостью соглашаются на все условия, потому что такси довезут их до любой точки на карте. Тем более по внутренним рейсам самолеты у нас летают исключительно в Ош, и крайне редко – в другие города.

Но самое популярное место – это Ошский рынок, точнее, пересечение улиц Токтогула и Кулиева, оттуда можно отправиться в южном направлении практически в любое время. «Посадчики» не оставляют без внимания ни одну машину, которая останавливается на перекрестке. Хватают за руки людей с баулами. Подбегая, предлагают наперебой машины на выбор, чтобы пассажиры могли с комфортом поехать на юг. В последнее время сами водители тоже активно завлекают клиентов, чтобы помочь друг другу побыстрей заполнить автомобиль. Желающим поехать в Ош мы бы посоветовали торговаться напрямую с водителями, так надежней.

Учитывая сложность автотрассы, большинство предпочитают более опытных водителей, молодых тут называют «шумахерами», и мало кто хочет с ветерком прокатиться до Оша на высоте более двух-трех тысяч метров над уровнем моря.

Как пассажиры колеблются при выборе, так и водители выбирают клиентов. «Дорога ведь дальняя, и хочется, чтобы пассажиры нормальные были. Пьяных или любителей выпить лично я стараюсь не брать. Хорошо, если клиенты попадаются общительные и веселые, потому что с такими попутчиками двенадцатичасовая дорога не кажется такой долгой», - говорит Борон, водитель с 20-стажем.

В зависимости от сезона, праздников и спроса меняется цена. Сейчас в среднем проезд стоит 900-1200 сомов, из Оша – на 15-20 процентов дороже. В самую отдаленную Баткенскую область проезд стоит немного дороже. В среднем с двумя-тремя небольшими остановками дорога занимает от 10 до 12 часов, в зимнее время из-за снегопадов и снежного наката – подольше. Общая протяженность трассы составляет около 700 километров.

В 90-ые годы в основном ездили на солидных германских «ауди» и советских «ГАЗ-24», потом пересели на японские «минивены», сегодня полноправные хозяева трассы – вместительные «степвагоны», которые очень похоже на миниавтобусы. По словам водителей, клиенты не сразу привыкли к ним. «Поначалу люди недоверчиво подходили к нам, и с иронией в голосе спрашивали, мол, когда твой автобус заполнится, а сейчас наоборот, специально подходят и спрашивают водителей «степвагонов», - говорит Айбек, водитель со стажем.

Выезжая с импровизированной стоянки, водитель отдает своему напарнику от 50 до 100 сомов за содействие в поиске клиентов, это еще как бы «дань» добровольного характера.

Самая сложная часть автотрассы – это не высокогорные серпантины, а отрезок пути до Кара-Балты, и все из-за сложного трафика. Первая остановка в пути – на повороте у памятника Жайыл-баатыру. Там водители и пассажиры обычно запасаются водой, сигаретами и чипсами. С недавних пор тут построили супермаркет «Народный», который успешно составляет конкуренцию многочисленным ларькам напротив.

Дальше такси без остановки доезжает до села Сосновка, где на стационарном посту Министерства транспорта и коммуникаций надо заплатить дорожный налог в размере 45 сомов. Для грузовых машин – намного дороже. Там же можно встретить китайские «бензовозы», которые не пропускают из-за веса сверх нормы.

После начинается красивейшая высокогорная трасса с галереями, а также с потрясающими горными ущельями и чистейшими ручьями и родниками. В самом верху перевала Тоо-Ашуу (его название с кыргызского языка переводится как «перевал верблюдов») открывается такой вид, что аж дух захватывает… Кстати, когда-то здесь пролегал один из маршрутов караванных путей, отсюда и название.

Тоннель имени Кольбаева – один из самых интригующих участков пути. Его протяженность – около трех километров. Водители со стажем рассказывают байку о том, что из-за небольшой искривленности тоннеля при строительстве его разработчики были арестованы. Сегодня тоннель нуждается в капитальном ремонте, кое-где протекает, довольно часто перестает работать вентиляция. Из-за этого, к сожалению, нередки несчастные случаи во время заторов в тоннеле.

После тоннеля, спускаясь по серпантину, можно насладиться великолепными видами высокогорной Суусамырской долины. Впереди маячат белоснежные головки юрт и чернеют пятнами на горных склонах отары овец и табуны лошадей. Остановку водители делают в местности под неожиданным, но романтичным названием «Париж». Раньше, когда трасса не была такой оживленной, огоньки местных вагончиков казались водителям в дальней дороге чем-то наподобие огней Парижа.

Во время поездки по Суусамыру водители любят рассказывать разные страшилки, про то, как однажды волки задрали одну женщину на глазах других, или про то, как тут несколько человек отравились кумысом, в который попала змея. Много других историй можно услышать и от попутчиков.

Если раньше водители останавливались тут перекусить, то теперь – заправиться бензином на АЗС «Газпром», где можно даже выпить настоящего вареного кофе. Почти все водители в разговоре благодарят российскую компанию за эту АЗС, потому что теперь им не надо бояться остаться на нуле на высокогорной трассе.

Еще опытные водители не советуют здесь покупать кумыс, по их словам, его делают из некоего китайского порошка.

Почти все советуют покупать кумыс и отведать куурдак у начала перевала Ала-Бель с северной стороны.

Там, в гостевых юртах, можно узнать неповторимый вкус курдака из мяса ягненка, приготовленного особым способом ,на костре. Действительно, что может сравниться с обедом у горной речки на свежем воздухе. Порция куурдака в юртах стоит от 350 сомов, в эту стоимость входит чай, хлеб и домашняя сметана.

Но многие предпочитают останавливаться традиционно в ущелье Чычкан. Это чуть дальше. Там, вдоль одноименной реки, расположено множество разнообразных кафе и чайхан. Есть свои культовые места, например, знаменитая «Пельменная», где вручную лепят пельмени, или зона отдыха «Осон».

По названиям местных кафешек можно изучать географию страны. Тут можно встретить совсем экзотические названия для этой местности - «Лейлек» и «Баткен».

Порция куурдака стоит тут 250 сомов, одна порция речной форели – 500 сомов, кстати, она мне показалась намного вкусней озерной. Даже самый обычный чай в сочетании с горной водой кажется невероятно вкусным, совсем как в рекламных роликах.

Удивительно, но многие кафе работают за счет собственных мини-ГЭС, установленных на горной речке.

Почему-то здесь, в оживленной части ущелья Чычкан, не доступны сигналы ни одного сотового оператора.

Другое, сравнимое по популярности среди водителей, курсирующих по маршруту Бишкек-Ош-Бишкек, место – это Разан-Сай на берегу реки Нарын после Курпсайской ГЭС. Местные предприниматели самыми первыми в 90-ые годы установили здесь DVD-проигрыватели, а потом параболические антенны. Пока остальная страна смотрела только ОРТ и РТР, тут клиенты в час ночи смотрели НТВ и ТНТ. Пока пассажиры доедали бифштекс, водители спали на соседних топчанах, выпив крепкого чая.

В городе энергетиков Кара-Куле еще одно место, где водители запасаются крепким кофе и чаем, а пассажиры – холодными напитками и блинчиками. Тут же находится другой стационарный пост, где вы должны показать квитанцию об уплате за проезд.

Дальше начинается Ферганская долина, она заявляет о себе сразу. Сквозь помехи пробиваются позывные радиостанций соседнего Узбекистана, пока машина летит мимо колючей проволоки межгосударственной границы и хлопковых полей по обе стороны границы.

И последняя остановка – у въезда в Джалал-Абад, там, на круговом, водители тормозят, чтобы слегка перекусить, выпить чаю и просто передохнуть перед последним рывком. Обычно, если из Бишкека выезжают в шесть-семь вечера, то сюда прибывают ближе к 3-4 утрам. Но даже в такую рань здесь вам подадут свежий уйгурский лагман, шашлыки, долму и чайник ароматного зеленого чая.

Последний отрезок до Оша – через Узгенский перевал и бахчевые поля Отуз-Адыра. Обычно водители высаживают пассажиров в районе рынка Келечек, где у них стоянка на территории бывшего таксомоторного парка, иногда могут за дополнительную оплату довезти до дома.

Потом водители спят на стоянке до 11 часов утра, затем начинают развозить посылки и бандероли, которые им передали в Бишкеке. А завтра, выспавшись, опять в дорогу...

Алмаз Исманов.   Фото: Вячеслав Оселедко

© Новые лица, 2014–2024
12+
О журнале Контакты Рекламодателям Соглашения и правила Правообладателям