Одной из трагичных страниц в истории СССР в сталинский период является депортация по национальному признаку. Этому антигуманному акту в период с 1936 по 1951 годы по данным МГБ СССР подверглись 3 600 000 граждан, представители более 40 народов, среди них: корейцы, немцы, чеченцы, ингуши, балкарцы, крымские татары, турки-месхетинцы и другие.
Депортация или насильственное переселение было одной из форм политических репрессий. По данным казахстанских историков почти 1,2 млн человек были депортированы на территорию Казахстана. В Кыргызстан было депортировано более 137 тысяч человек.
В рамках межстранового проекта «Белые пятна колонизации» две редакции: «Respublika» (Казахстан) и «Новые лица» (Кыргызстан) исследуют истории депортации трех народов, которых советская власть подозревала в коллаборации и обвинила в “неблагонадежности”: корейцев и чеченцев в Казахстан и турков-месхетинцев в Кыргызстан.
“Сначала раскулачили, затем депортировали”
«Это был 1937 год, дед был 7-летним ребенком. Он постоянно вспоминал, как они ехали в товарных вагонах вместе со скотом. Их вывозили из Благовещенска, Хабаровский край, в Среднюю Азию (устаревшее название Центральной Азии – ред.). Его отца, моего прадеда, раскулачили: он был богатым, хозяйственным человеком. Потом его расстреляли, а семью депортировали. Из семерых детей, по дороге одна из его сестер умерла», - рассказывает Владислав Тен, директор языковой школы Lingua Ten, житель Астаны.
“Они хотели сломить дух нации”
“Моя бабушка жила в Ачхой Мартане, небольшом городке в Чечено-Ингушской АССР. Ей было 12 лет, когда произошли трагические события. Ранним утром 23 февраля 1944 года в дом пришли вооруженные люди, приказали собираться, сказали, что их будут вывозить. Никто не знал и не понимал: почему, куда?
Сначала их вывезли в Грозный, а потом загрузили в «скотовозки» (вагоны для перевозки скота) и примерно 27 февраля эшелоны выехали из Грозного», - рассказывает казахстанский журналист Шуддин Саидов.
По словам Шуддина, переселение предков на чужбину происходило в жутких условиях.
«Они, наверное, хотели сломить дух нации, уничтожить ее. Людей подвергали унижениям, не давая возможности сходить в туалет. Мужчин сажали в вагон с женщинами, среди которых были их дочери, снохи. Мужчины терпели и умирали из-за почечной боли, но не справляли нужду при них. А женщины молча, со слезами на глазах, ходили под себя, другого выхода не было. На глазах моей бабушки родственников, знакомых, которые умирали, выбрасывали по дороге, если получалось, закапывали тела снегом”.
Бабушка рассказывала Саидову, что ручки в товарных вагонах солдаты выдергивали, чтобы люди не могли открыть, а когда они возмущались, под дулом автомата заставляли бить своих же.
“Солдаты давали хлеб собакам, но не давали его людям. В дороге женщин насиловали на глазах у мужчин. Конечно, в этом никто не признавался, ведь это был страшный позор. Такие издевательства были, все это невозможно без слез вспоминать”, - рассказывает Саидов.
В дороге бабушка Шуддина заболела тифом, и ее просто одну выкинули на станции Уштобе, чтобы она не заразила других.
«Там ее подобрали люди и отвезли в больницу. Мама с братьями уехала дальше. Бабушка их нашла только через два года, хотя жили они в 50 км друг от друга”, - рассказывает Саидов.
Судьба деда с папиной стороны была тоже очень тяжелой:
«Он не хотел уезжать, пытался бежать, его поймали и очень сильно избили, они со старшим братом потеряли отца, всех родственников, остались вдвоем. В итоге, их с братом избитых посадили в вагоны и отправили. Попал он в Тюлькубасский район, в поселок Кызылту, там его приютила казахская семья. Ему было 15 лет, он прожил в этой семье год, потом ему помогли поступить учиться».
Полностью интервью с Шуддином Саидовым смотрите по ссылке «Их просто выкидывали по дороге из вагонов»
«Бабушке сказали, что вывозят на 3 дня»
Местность Месхети, что на юго-западе Грузии, благодатная. Пастбищ немного, но из-за обильных дождей горы до поздней осени зеленые. Три века жили тут турки-месхетинцы, поселения раскинулись на несколько десятков сел. Родные Атамши Дурсунова жили в соседних сёлах, и в тот погожий ноябрьский день 1944 года его бабушка, на тот момент молодая мать семейства, взяв малолетнего сына, отправилась навестить своих родных в соседнее село. Дома остались три маленькие дочери. Женщина планировала вернутся на следующий день, но разлука растянулась на годы…
Атамша Латифович, председатель диаспоры турков-месхетинцев в Кыргызстане «Ахыска», старается скрыть волнение, когда вспоминает историю своей семьи:
- Мой дед ушёл на войну в 1941 году, оставив свою супругу, мою бабушку, с четырьмя детьми – три дочери и мой отец. Так получилось, что в тот день бабушка пошла к матери в гости в соседнее село, трое детей остались дома, три девочки. В ту ночь началась спецоперация по выселению нашего народа. Разрешили с собой взять только продукты питания на три дня. Им объясняли, что вывозят в связи с военными учениями. Бабушка с моим отцом попала в тот вагон, который отправили в Кыргызстан, а три дочери попали в тот поезд, которые ехал в Самарканд. Встретились они только через пять лет…
“Неблагонадежные” народы
В цивилизованном мире трудно представить, чтобы всю нацию назвали “неблагонадежной”, обвинили в склонности к предательству и коллаборационизму и подвергли тотальной депортации. В СССР тотальной депортации были подвергнуты десять народов: корейцы, немцы, финны-ингерманландцы, карачаевцы, калмыки, чеченцы, ингуши, балкарцы, крымские татары и турки-месхетинцы. Из них семь народов лишились при этом и своих национальных автономий.
В своем решении о депортации народов Иосиф Сталин, руководитель СССР, опирался на восточный опыт, считает казахстанский историк, директор Института азиатских исследований, Султан Акимбеков.
«У Сталина была идея - построить мощное государство, подобное древним, аграрным государствам Месопотамии, Египту или Китаю, заимствования были очевидны. Он придерживался идеологии легизма с концепцией: для достижения успеха государству необходимо сначала сломить сопротивление собственного народа.
Ему нужно было, чтобы никто не оспаривал его власть, чтобы все стали винтиками в создании этой великой машины. Это удалось реализовать за счет жестоких репрессий», - говорит он.
В данном исследовании мы рассказываем истории только трех народов: корейцев, чеченцев и турков-месхетинцев. В результате репрессивной политики были выселены в конце 30-х годов 172 тысячи корейцев из Дальнего Востока. Их подозревали в возможном пособничестве Японии.
В феврале 1944 года была проведена спецоперация “Чечевица” - массовая высылка чеченцев и ингушей с Северного Кавказа, в результате которой более 450 тысяч человек были депортированы в Казахстан и республики Средней Азии. В вину целого народа предъявлялись антисоветские настроения и факты дезертирства.
В ноябре 1944 года массовой депортации подверглись турки-месхетинцы. Более 89 тысяч человек были депортированы. Советская власть подозревала их в эмиграционных настроениях и ставила в вину родственные связи с жителями граничащей Турции.
По мнению историков, все эти обвинения абсурдны и безосновательны. Однако, подозревали — и этого было достаточно. Никто не проверял. Просто вывозили целыми народами.
Истоки депортации
Ираклий Хвадагиани, грузинский историк из исследовательской лаборатории советского прошлого Sovlab, утверждает, что депортация людей из определенных социальных групп и целых народов, была распространенной мерой для советского режима начала 40-х и 50-х годов. И истоки шли со времен Царской России.
- В разные времена задачи депортации были разные. Основной принцип в том, что тоталитарный строй и единоличная власть Сталина всё держала под контролем, диктаторством. Поэтому некоторые логические государственные расчёты не совпадали, так как исходили от одного человека, под которого вся вертикаль власти была централизована.
По мнению Хвадагиани, это было продолжение тренда российской империи, у которой официально существовало направление колонизации из внутренних областей России часть населения отправлять на периферию, где процент русского населения был меньше, чтобы колонизировать, освоить эти территории. Это была официальная программа, чтобы увеличить русское население.
- Во время советского тоталитаризма они хотели отличаться от периода царизма, поэтому официально звучала критика. Но процесс планового переселения продолжался. К нему добавилась кампания коллективизации, конец 20-х - начало 30-х, которая сорвалась, так как у режима не оказалось достаточной мощи завершить, а сопротивление сельского населения было активное. Поэтому карательные меры были в виде массовых депортаций сельского населения, так называемого кулацкого населения. Это было и в Грузии, и в Украине, и в Средней Азии. Но масштабы массовых переселений были намного больше в 40-х годах. Во время второй мировой войны перешли на другой этап, когда целые народы стали субъектами преследования, - объясняет Хвадагиани.
Историк напоминает, что в 1939 году, когда союзники – нацистская Германия и СССР – вместе оккупировали Центральную и Восточную Европу, советская власть начала депортировать целые народы из Прибалтики (страны Балтии, куда входили Латвия, Литва, Эстония – ред.), Польши, Молдовы.
— Это первый поток, мера, чтобы очистить территории, физически устранить тех людей, которые недовольны, которые будут сопротивляться и сражаться против советской оккупации. Позже, когда бывший союзник, нацистская Германия, напала на СССР, депортации подверглось уже немецкое население: их начали массово депортировать в глубину страны – в Среднюю Азию. В Закавказье тоже было немецкое население, так называемые колонисты, которые появились в начале 19 века. И большой поток депортации этнических немцев был в конце 1941 года.
Потом, уже в конце второй мировой войны началась следующая большая депортация мусульманского населения, которое проживало ближе к границе с Турцией. В основном это грузины-мусульмане - месхетинцы, которых, исходя из советской политики, называли турки-месхетинцы. Но они были этнические грузины, мусульмане, билингвы, которые говорили на турецком и грузинском. Депортации подверглись часть аджарцев, курды. 90 тысяч людей в ноябре 1944 года депортировали в республики Средней Азии. Логика этой депортации до конца не была понятна. Война уже заканчивалась, линия фронта туда не достигла.
Историк Ираклий Хвадагиани также утверждает, что советская власть готовилась к новой военной операции против Турции.
«Вся военная мощь Советского Союза была мобилизована, и они готовили поле боя, поэтому и устранили часть мусульманского населения. Такова была логика переселений», - говорит историк.
Полностью интервью с Ираклием Хвадагиани смотрите по ссылке: Ираклий Хвадагиани: «Для советской власти люди не являлись ценностью» Часть 1
Под неусыпным руководством Берии
Лаврентий Берия занимал пост Наркома внутренних дел СССР с 1938 по 1945 годы. Спецоперациями по депортации народов он занимался лично.
- С 1938 года Берия монополизировал власть в южном Кавказе и советской Грузии и успешно осуществил союзные операции массового террора, после чего его взяли в центр. В структуре компартии, основном механизме тоталитарного строя, в Грузии сохранялся клан его доверенных людей. До начала 50-х годов этот клан осуществляет все задачи на республиканском уровне, а также воплощал союзные решения, - говорит историк Ираклий Хвадагиани.
Берия лично докладывал Сталину о начале операции “Чечевица”, по депортации чеченцев, в ночь с 23 на 24 февраля 1944 года, когда войска НКВД окружили танками и грузовиками населенные пункты, перекрывая все выходы.
25 февраля Берия прислал донесение: «Депортация проходит нормально». 352 тысячи 647 человек погрузились в 86 поездов и были отправлены к месту назначения. Чеченцы, бежавшие в лес или в горы, отлавливались войсками НКВД и подвергались расстрелу. В ходе этой операции происходили чудовищные сцены. Жителей аула Хайбах чекисты загнали в конюшню и подожгли. Более 700 человек сгорели заживо.
Цира Месхишвили, директор ассоциации «Толерант» (Грузия), доктор исторических наук, профессор, много лет изучала вопрос депортации, но не нашла доказательств того, что турки-месхетинцы были склонны к коллаборационизму.
- У грузинских ученых есть такое объяснение, якобы Сталин хотел после войны вернуть те грузинские территории, которые принадлежали Турции. Если бы он мог осуществить эту цель, то не должно было оставаться мусульманское население, которое могло противиться процессу интеграции. Маршал Жуков был готов продолжить войну на территории Турции. Но я не могу объяснить выселение крымских татар из Крыма и чеченцев из Северного Кавказа. Возможно, причиной прежде всего было недоверие.
Месхишвили утверждает, что перед выселением провели опрос местного населения. У людей спрашивали: «С кем вы себя идентифицируете, с грузинами или с турками?», «Ваш родной язык грузинский или турецкий?». В результате 90% населения отвечали, что они мусульмане и идентифицируют себя турками. Возможно, это тоже способствовало выселению, считает историк.
Полностью интервью с Цирой Месхишвили смотрите по ссылке: Цира Месхишвили: «Депортации народов – это позор советской власти»
«Людей перевозили в вагонах для скота»
Кремль планировал эти спецоперации очень тщательно. С начала массовых депортаций, которые датируются 1937 годом и начинаются с депортации корейцев из Дальнего Востока в республики Центральной Азии и Казахстан, у советской власти была выработана стратегия действий: неожиданность, вырывание масс людей из привычной, устоявшейся жизни, лишение всего имущества, перевозка в нечеловеческих условиях, помещение в непривычную, опасную для выживания среду.
Сложно понять, почему людей перевозили в полуголодном состоянии, при этом тратили большие средства на создание инфраструктуры. К примеру, специально для перевозки людей была построена железная дорога в Месхети, в отдаленную горную местность. Но советская власть сделала это не ради комфорта людей, а ради того, чтобы максимально быстро завершить спецоперацию.
К 17 ноября 1944 года из Грузии было отправлено 25 эшелонов с принудительными мигрантами. Людей перевозили в вагонах для перевозки скота, без элементарных условий гигиены. В результате, за месяц пути, погибли до 17 тысяч турков-месхетинцев, которых депортировали из Грузии.
«Эта цифра не полная, - считает историк Хвадагиани. - Очень сложно вычислить реальное количество погибших, потому что мотивация советской власти была показать, что всё прошло успешно, без препятствий. Но цифра была огромной. Условия были тяжелые, практически не было обеспечено нормального питания в этих вагонах для скота, без обогрева, без санитарно-гигиенических условий. Люди были заперты, все это время пребывали в состоянии стресса. Началась эпидемия тифа. Кроме того, составы с депортированными людьми не останавливались на обычных железнодорожных станциях, а только на грузовых, и очень жестко контролировали, чтобы никто не мог убежать. Всё это – жестокое обращение, стресс, тяжёлые условия, недостаточное питание и антисанитария, способствовало тому, что люди умирали».
Родные Атамши Дурсунова были из тех, кого перевозили в очень тяжелых условиях.
- По официальным данным 17 тысяч погибших – это очень большое количество людей за такое короткое время. Причина – холод, голод, болезни. Вагоны не отапливались, многие замерзли.
По данным историка Циры Месхишвили, умерших было так много, потому что старики и дети не могли вынести дорогу.
«Умерших выбрасывали на ходу. Рядом ехала похоронная бригада, которая хоронила тех, кого выбросили», - говорит историк.
Первыми руку помощи протянули местные жители
Дорога до окончательного места назначения длилась более месяца. С той лишь разницей, что чеченцев депортировали в конце февраля и прибыли они весной, а турки-месхетинцы лютой зимой.
Более половины депортированных турок-месхетинцев прибыли в Узбекистан, около 29 тысяч – в Казахстан и 11 тысяч – в Кыргызстан.
«Когда людей привезли до места, уже была зима, а люди не были готовы к зимовке в другом, суровом климате. Их просто высаживали в голом поле, некоторым ещё надо было идти несколько километров под конвоем до пункта назначения. В некоторых случаях люди сами должны были что-то себе строить, буквально, на голой земле. Одной из проблем стало различие климата. Люди, прибывшие из Южного Кавказа, не были готовы к суровой зиме, которая бывает и в степях Казахстана, и в горах Кыргызстана. У них не было теплых вещей, так как не было возможности хорошо собрать вещи, на сборы дали несколько часов. Никто не знал к чему готовиться. Поэтому, и в первое время после прибытия, многие умирали. Такие испытания выпали на долю не только месхетинцев, но и всех депортируемых народов – немцев, греков, чеченцев, потому что отношение и система была одинаковые», - говорит историк Хвадагиани.
У бабушки Атамши Дурсунова остались самые тёплые воспоминания о первых днях, когда она приехала в Кыргызстан.
- Моя бабушка рассказывала, что после месяца тяжёлой дороги их встретили и расселили в семьях местных кыргызов. После холодных вагонов, оказаться в теплых домах, было счастьем. Многие не знали русского языка, а с кыргызами могли объясниться. Многие выжили потому, что первую руку помощи им протянули братья-кыргызы, делили с нашими родными кусок хлеба. Мы помним это и благодарны им. Шла война, и те трудности, которые были у нашего народа, были у всех. Это были тяжелые дни…
По данным историков, за первые шесть месяцев в ссылке погибли ещё 37 тысяч турок-месхетинцев, включая 17 тысяч детей.
- В 1944 году после того, как наш народ депортировали, мой дед получил ранение на войне, в результате чего потерял ногу. Его комиссовали домой. Он вернулся, а в родном селе никого нет. Он обратился в военкомат. Ему сказали, что семья переехала в Среднюю Азию. Он год искал и нашел дочек в Самарканде, из трех дочерей выжили две. Через пять лет нашёл бабушку, она жила в селе Быстровка в Чуйской области с моим отцом. После этого семья воссоединилась, и они остались жить в Кыргызстане, - вспоминает Атамша Дурсунов.
Владислав Тен также приводит воспоминания своего деда о том, как тяжело было корейцам на новом месте в первые годы:
«Мои родные толком не представляли себе куда их везут. Первое время кушать было нечего, голыми руками рыбу ловили. Благодаря помощи местных жителей выжили - узбеки, казахи многим корейцам спасли жизнь. Они усыновляли, удочеряли их, так и выжили”.
Чеченцы тоже с благодарностью вспоминают казахов, которые помогли им выжить в самое тяжелое время. Бабушку Шуддина Саидова, больную тифом, выходил и удочерил местный врач.
«Помню, что на одном из мероприятий, где собиралась община, пришел пожилой мужчина и плакал, когда рассказывал, как их привезли сюда, в Туркестанскую область. Он очень тяжело болел, и жизнь ему спасли казахи.
Моего дядю, Ахмеда Табиева, которому сейчас 96 лет, во время депортации семилетним ребенком выбросили из вагона в Тюлькубасе. Он не знал ни русского, ни казахского. Его взяла к себе на воспитание казахская семья, и они для нас стали родственниками», - говорит Саидов.
Адаптация в новых условиях
Переселенцев селили в основном в сельские местности.
«Мои предки попали в Ташкентскую область, в поселок Алимкент, близ столицы, в колхозе жили. Они там сажали всю жизнь лук, у них это хорошо получалось. Львиную долю от заработков забирал колхоз. Дед хоть был неграмотным, но был очень умным. Если бы он получил образование, жизнь сложилась бы иначе. Большинство корейцев всегда стремилось к большому городу. Позже дед смог купить дом в Ташкенте. И уже его дети, мои родители, родились там”, - говорит Владислав Тен.
«С детства помню, что взрослые говорили, что нас называли «нехорошие япошки». Как дед говорил, это муссировалось среди корейцев, что их переселили, потому что думали, что мы японские шпионы. Боялись, что мы примем сторону японцев. В те далёкие годы Корея была колонией Японии, и к нам относились с осторожностью. И нас сюда отправили на погибель. А тут узбеки и казахи не дали нам умереть. И по прошествии лет, для меня узбеки и казахи — это два самых близких народа, для которых многое хочется делать, и поэтому я и занимаюсь узбекским и казахским языками», - отмечает Владислав.
То, что потомки депортированных корейцев утеряли не только язык, но и имена, он относит к последствиям депортации.
«У наших дедов были корейские имена и фамилии, но детям они уже давали русские имена, фамилии записывались по русской транскрипции. Потому что так легче было, чтобы пальцем не показывали.
Корейцы не знают свой язык. Дело не в том, что корейский язык угнетали. Старшее поколение прекрасно владело языком, но они не передали своим детям в силу известных причин. Корейцы ассимилировались, им деваться некуда было. И власти знали, что они просто превратятся, грубо выражаясь, в узкоглазых русских. Потому что все: мировоззрение, язык, ментальность - стало русским. Мы хотели быть русскими, мы стеснялись своей узкоглазости, даже у меня это было», - с горечью говорит Владислав Тен.
Полностью интервью с Владислаовм Теном смотрите «Их отправили умирать, а они выжили»
Для адаптации в новых условиях, по воспоминаниям бабушки Атамши Дурсунова, советская власть выделяла небольшую материальную помощь переселенцам – по одной корове, по 10 баранов. Со временем каждая семья построила себе дом.
По исследованиям историка Циры Мехишвили, не до всех переселенцев дошла помощь.
«Я видела ведомости с подписями, что они что-то получили. Они объясняли, что они были безграмотными, русского языка не знали. Знали только турецкий. Они пребывали в шоке, за две ночи их выслали, потом тяжелейшая дорога, поэтому некоторые были настолько растеряны, что не могли назвать, сколько коров у них было. И, возможно, кто-то себе присвоил эти деньги. Но я видела распоряжение Сталина и Берии, что каждой семье предусматривалась компенсация», - рассказывает Мехишвили.
Первое время люди надеялись, что скоро вернутся на родину. Но со временем стало ясно, что назад дороги нет.
- Те, кто были грамотные, старались сохранить свою идентичность. Например, Чахочихадзе, бывший учитель, открыл начальную грузинскую школу имени Шота Руставели в Самарканде. 4 года эта школа существовала, и дети обучались на грузинском языке. Потом школа закрылась, и дети адаптировались к местной жизни, - говорит Мехишвили.
Атамша Дурсунов считает, что в первые годы депортации его народ сильно отстал в плане образования из-за того, что в отношении них действовал комендантский час.
- В то время тему депортации нельзя было ни с кем обсуждать. До 1956 года моим соотечественникам даже нельзя было из одной деревни в другую переходить. Тогда был комендантский час, нарушение каралось, людей за это в тюрьму сажали. В этот период наш народ отстал, так как не было возможности учиться. У них была надежда, что они вернутся на родину.
После смерти Сталина в 1953 году многие народы начали возвращать в родные места. Но вопрос возвращения турок-месхетинцев так и не решился. Поэтому молодое поколение уже считает Кыргызстан своей родиной.
- Наши соотечественники стали успешными только благодаря трудолюбию. Наша молодежь хорошо учится, получает знания, многие стали врачами, стоматологами, есть поэты, ученые, много бизнесменов. Люди успешны в разных сферах. Много молодежи выезжают в трудовую миграцию в Турцию, зарабатывают и помогают своим семьям, - говорит Дурсунов.
Полностью интервью с Атамшой Дурсуновым смотрите по ссылке: Атамша Дурсунов: "Как Кыргызстан стал Родиной для турок из Ахыска"
Чеченцы тоже старались сохранить свою идентичность и язык. По словам журналиста Шуддина Саидова, тема депортации никогда не замалчивалась среди чеченской диаспоры.
Также он рассказал, как сложилась судьба его предков на казахской земле.
«Мои дедушка с бабушкой с папиной стороны познакомились, когда им было по 18 лет на одном из таких сборов, где чеченцы собирались. Дед учился в педагогическом университете, но женился и бросил учебу, начал работать в колхозе. Много лет занимал должность заместителя акима сельского округа, был уважаемым аксакалом среди односельчан. У них с бабушкой 10 детей, 43 внука. Дед всегда хотел, чтобы его дети и внуки выучились, получили профессии. И его мечта сбылась: у нас в семье есть и певица, и журналист, и педагог», - говорит Шуддин.
По прошествии времени у него сложилось свое отношение к тому, что произошло с предками.
«Это было абсурдное решение, в каждой нации есть предатели, но среди чеченцев тогда уже некому было даже и предавать, потому что все были на войне. Ни один чеченец или ингуш никогда не забудут того, что сотворили Берия и Сталин. Никто из нас никогда не забудет эту трагедию в истории наших народов», - закончил свой рассказ Шуддин Саидов.
Почему народы депортировали в Казахстан?
По словам историка Акимбекова, депортация была частью системных репрессий, и Казахстан был выбран для массового переселения людей из-за большой территории.
«Казахстан воспринимался как территория, где, согласно царским документам, якобы было до 40 млн гектаров свободной земли, занимаемой кочевниками. Если там организовать регулярные хозяйства, можно было увеличить производство зерна и мяса.
А когда начали создавать промышленные регионы, как Балхаш и Караганда, потребность в рабочей силе становилась особенно актуальной. Где ее взять? Кулаки, потерявшие свои хозяйства и выжившие, шли на любые условия работы, также, как и ссыльные народы, которые могли быть использованы в качестве дешевой рабочей силы», - считает историк.
По его данным, в общей сложности на территорию Казахстана в период 1930-1940-х годов было насильно переселено около 2 млн человек.
«Среди них, до 800 тысяч немцев, около 200 тысяч украинцев из Западной Украины и белорусов из Западной Беларуси, почти 170 тысяч карачаевцев, до 450 тысяч чеченцев, больше 100 тысяч корейцев.
Люди умирали в дороге, так как организация процесса была крайне неподготовленной. Тот, кто обеспечивал высылку, вообще не волновался, что будет с этими людьми в пути. По официальным данным, 20% из тех, кто ехал, погибли в пути, а неофициальные данные говорят о более чем 50%, большинство из которых дети и старики», - приводит эксперт страшные цифры.
По мнению Султана Акимбекова, трудно переоценить последствия того периода.
«Это было время тотального шока для всех: и для тех, кто приехал, и для тех, кто жил здесь. Все находились под страшным давлением государства, думали только о том, как выжить. Нельзя забывать, что многие индустриальные объекты периода Сталина были построены благодаря труду переселенцев, но какой ценой? Вспоминая это сейчас, трудно однозначно оценить все произошедшее», - считает он.
По его словам, причины и методы депортации в Казахстан и Кыргызстан были одни и те же, отличие только в масштабах. В Кыргызстан было депортировано в 10 раз меньше человек, 137 тысяч.
«Главное отличие только в масштабах. Кыргызстан представлял меньший экономический интерес для Советского Союза. Земли пахотной было мало, были, конечно, предприятия, которые пытались создавать. Но в любом случае масштаб был несопоставим. Поэтому, естественно, больший поток направлялся в Казахстан», - говорит эксперт.
Это был геноцид против целых народов
Советская власть тщательно скрывала информацию об этих спецоперациях, все документы о депортации народов хранились под грифом “Совершенно секретно”. Об этих трагических событиях начали публиковать информацию только после 90-х, когда развалился Союз.
— Это позор. Это антигуманный факт, и советская власть это понимала и поэтому скрывала. После того, что делала фашистская Германия по истреблению людей, на втором месте стоит этот антигуманный факт, что делала советская власть – выселение народов. Сотни тысяч людей потеряли свою родину. Ни одна страна не должна это повторять,» - считает историк Цира Месхишвили.
Атамша Дурсунов, потомок депортированных турок-месхетинцев, называет это геноцидом.
— Это был настоящий геноцид. Думаю, что ответить должны, хотя бы извиниться перед нашим народом правопреемники, и сказать, что всё это было неправильно. Думаю, что грузинская власть должна разрешить вернуться тем, кто хочет, потому что это была наша земля, это было неправильно выселить целый народ, когда взрослое населения было на войне. Надо исправить эту ошибку. Кто поедет или нет – это другой вопрос, но чтобы у человека было право вернуться на родину. Тогда можно считать это реабилитацией. До сегодняшнего дня перед народом даже не извинились.
Такого же мнения потомок депортированных корейцев, Владислав Тен: «Когда мы осуждаем политику какого-то режима, мы понимаем, что они делали это в своих интересах. И их интерес был, чтобы мы не стали опасными. Была определенная цель, был геноцид. Это была политика того государства, того режима».
По мнению историка Ираклия Хвадагиани, режим Сталина добился своей цели, поселив генетический страх в советских людях.
- Можно сказать, что частично эта политика сработала, что обеспечило долгосрочность этого режима - 70 лет они смогли удержаться у власти. Политика террора и массового истребления достигли своей цели. Это истребление было, как показательный пример для других, чтобы сопротивление исчезло бесследно, и никто за это не будет наказан. Массовые переселения на фоне чисток, манипуляции с памятью и пропаганда привели к тому, что новое поколение, которое родилось и выросло после этих долгосрочных массовых преступных операций без острого чувства недовольства и сопротивления.
Такие вопросы «Кто мы?», «Где мы живем?», «Каково могло быть иное измерение?» мало возникали в обществе. Но неестественный режим, который действовал против всякого понятия человечности, несмотря на те огромные усилия, которые они вложили в эти антигуманные, преступные инженерии, не сработал. Поэтому даже в том поколении советских людей, которые были более-менее обеспечены и думали: “не голодаем и мир - уже хорошо”, уже зародился протест, и они обсуждали все эти закрытые темы “на кухнях”.
Историк Акимбеков считает, что нам еще предстоит переосмысление событий тех времен, потому что в наших обществах нет общего взгляда на этот счет.
«В бывшем СССР не произошло глубокого переосмысления. Поэтому имеют место внутренние конфликты в оценке исторических событий, которые затрудняют переосмысление.
У нас в обществах разные отношения к ним. Есть те, кто симпатизирует Советскому Союзу, не осознавая до конца, что попытка создать утопическое общество привела к страшным последствиям. Важно помнить об этих трагедиях, чтобы не допустить их повторения. Переосмысление прошлого необходимо для понимания нашего настоящего», - заключил Султан Акимбеков.
Интервью с Султаном Акимбековым можете посмотреть по ссылке: «Все думали только о том, как выжить»
Материал подготовлен Назирой Даримбет, Юлией Козловой (Казахстан) и
Лейлой Саралаевой, Даяной Оселедко (Кыргызстан)