Аида Давлетова: Директор школы – это хороший менеджер в первую очередь

10:15, 11 Мая 2018

Сегодня наша редакция представляет директора столичной школы-гимназии №63 Аиду Давлетову. По мнению коллег, Аида Абубакировна – директор от Бога. По мнению же самой героини нашей публикации, для того, чтобы руководить школой, педагогического таланта мало. Нужно быть универсальным специалистом, коммуникатором, бизнесменом, педагогом, психологом и менеджером. Пожалуй, менеджером – в первую очередь.

Воспитанию культурных ценностей в этой школе придают особое значение. Изначально Аида Давлетова – преподаватель русского языка. Во дворе школы есть уникальный монумент, посвященный Чингизу Айтматову. В холле второго этажа бросается в глаза его же большой портрет. В школе действует уголок айтматоведения, который вызывает большой интерес не только у детей, но и у коллег из разных учебных заведений. Выпускники 63-й школы, наверное, лучше всех других вчерашних школьников понимают творчество Айтматова. А через него – и свою жизнь. Ведь именно такой подход и раскрывает миссию преподавания литературы в школьной программе.

В школе шумно, стайки малышей и ребят постарше заняты своими ребячьими делами, радостно галдят. Все как обычно. Только на втором этаже мимо портрета дети идут чуть тише, немного сбавляют обороты. Поэтому наш разговор в том числе и о том, как привить школьникам духовные ценности.

- Скажите, что нужно, чтобы дети вынесли из школы не только знания по предметам, но и какие-то нравственные ориентиры? Или привить их – задачи семьи?

- Конечно, главная в этом вопросе – семья. Родители – главные наставники, главные помощники подрастающего человека. Но все сейчас тотально заняты. Многие не считают нужным уделять ребенку даже полчаса в день. Выслушать его, понять, дать ему чувство опоры. Дать ориентиры, чувство защищенности и нужности, любовь – никто, кроме родителей, с этим не справится. Если родители не читают хороших книг, не интересуются культурой – откуда этот интерес возьмется у детей? И, знаете, даже сблизить родителей и детей становится задачей школы…

- Вы работаете и с родителями?

- Именно. Мы ввели у себя Университеты педагогической мудрости. Эта программа у нас действует уже много лет. Это особые уроки – для родителей. После них я часто слышу от мам и пап, дедушек и бабушек слова искренней благодарности.

- Как сегодня школа готовит детей к взрослой жизни?

- Жизнь за пределами школы полна опасности и совсем не добрых тенденций. Ростки ксенофобии, шовинизма, бескультурья надо выпалывать из детских душ в самом начале, пока они не укоренились. И это такие вещи, бороться с которыми запретами бессмысленно. Только через хороший пример и доброе слово можно чего-то добиться. Оттого поликультурное и толерантное воспитание в условиях мультиэтнической школы приобретает особое значение. 26 лет назад распался Советский Союз, однако традиции интернационального воспитания в нашей гимназии свято чтутся. В числе культивируемых мероприятий есть и проводы русской зимы на Масленицу, и празднование Нооруза, веселый «Праздник урожая» с презентацией кухонь разных народов. А в канун Нового года мы организовываем музыкально-творческие приветы из стран ближнего и дальнего зарубежья, делаем еще много чего в этом духе. Это все вроде бы банальные мероприятия, но видели бы вы, как горят у детей глаза. С детьми надо не только разговаривать с позиции ментора, надо давать возможность им самим стать ближе друг к другу.

Мы обсуждаем литературные произведения, стараемся, чтобы ростки добра дети взяли в свою жизнь. Очень трепетно относимся к мнению детей. Мы поощряем и помощь старикам, проводим работу в этом направлении, планируем мероприятия, осуществляем их. Стараемся объяснить детям основы уважительного отношения в семье. Все это прививается через практику.

На фото: празднование Нооруза в школе №63

- Трудно сегодня быть директором школы?

- Очень. Пресс мощнейший. Мы под пристальным контролем родителей, нас проверяют вышестоящие органы, давит собственная совесть. А условия финансирования, обеспечения такие, что кроме как «выживанием» все это никак назвать не получается.

Энтузиасты от педагогики, родители, протягивающие руку помощи, некоторое понимание, которое мы в последние годы стали видеть от властей, – вот основа, на которой сегодня все держится. Иначе школу мы бы уже потеряли.

- У Вас высокая требовательность к коллективу и к себе?

- Мы, поколение времен СССР, помним ту высочайшую планку (одно из самых престижных мест в мире!), которой славилось наше образование. Это была система классическая, основанная на педагогике и дидактике Корчака, Сухомлинского, Макаренко, Амонашвили и многих других. Конечно, у меня высочайшие требования. А как без этого сохранить школу?

- Что сегодня оказывает самое заметное влияние на детей?

- Интернет, конечно же. Вы себе не представляете, насколько это хаотичное информационное пространство сейчас калечит души наших детей! Сколько негатива и дурных идей они оттуда берут! Насколько отрываются от родных, сверстников, игры, учебы, всего того, что формирует будущего члена общества.

- Как с этим бороться?

- Я думаю, что выход тут один – нам, взрослым, надо вытаскивать своих детей в реальную жизнь и одновременно идти в Интернет с добрыми примерами.

- Хватает ли школе сегодня денег?

- Ни на что не хватает. Наши скромные зарплаты и некоторые расходы, конечно, покрывает государственное финансирование. Но без современного оборудования, без технологий нынче образовательный процесс не выстроишь. А мелкий расходный материал? Тот же мелок ведь бесплатно нигде не дадут, мы же все это понимаем. А дополнительные образовательные услуги? Без них в современном обществе никак. А обслуживание помещений? Дня, наверное, не хватит на то, чтобы перечислить все расходы, на которые школе не хватает денег.

- Где же выход?

- Во-первых, конечно же, помощь родителей. Без нее школе, увы, не обойтись в современных условиях. Во-вторых, директор должен быть хорошим менеджером. Мало уметь работать с родительскими объединениями. Существуют донорские организации, которые могут помочь. Надо уметь работать и с ними. Существуют госпрограммы, муниципальные программы, в которых тоже надо участвовать. Если просто сидеть и ждать, пока все наладится, государство станет процветающим и бюджетного финансирования станет хватать, можно упустить ни одно поколение будущих строителей государства.

- Получается, что школа все время должна у кого-то что-то выпрашивать…

- Не только выпрашивать, но и все время быть под шквальным огнем критики, обоснованной и совсем не обоснованной. Приходится противостоять нападкам, все время быть готовыми что-то разъяснять, за что-то бороться, перед кем-то оправдываться и отчитываться. Такова современная система образования в Кыргызстане. СМИ, кстати, подливают масла в огонь. Положительных материалов о школе очень мало, зато негатив льется рекой. Оно понятно, читателей и зрителей у негативной информации больше. Но мы же ставим палки в колеса своему собственному государству! Должна же быть какая-то внутренняя шкала понимания у каждого журналиста? Я не говорю, что не надо освещать недостатки. Просто нужно, чтобы не было перекоса в эту сторону и вечного обвиняющего перста. Школе нужна поддержка всего общества.

- Что пожелаете сегодня своим коллегам?

- Выдержки, удачи, вдохновения, сил и личного счастья. Пусть профессия учителя вновь станет престижной и уважаемой в нашем обществе. А мы уж ради этого постараемся.

Подготовила Светлана Бегунова

 
© Новые лица, 2014–2024
12+
О журнале Контакты Рекламодателям Соглашения и правила Правообладателям